Культурология

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА»

Принято на заседании
Педагогического совета
Протокол №
'/
От Qat. С 3
2021г.

Утверждено приказом
директора МБУ ДО «ДДТ»
№ / от VU
° $ 2021г.

Программа
дополнительного образования детей

«Культурология»

Направленность: Туристско-краеведческое.
Возраст детей:7-15 лет
Составитель: Ахмедова М. И.
Должность: Педагог ДО
Срок реализации: 3 года.

с. Ды лы м

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность настоящей программы определяется одной из важнейших
задач современного дополнительного образования - гражданским воспитанием
подрастающего поколения, воспитание личности, которая уважает как культуру своего
народа, так и культуру других народов. В современных условиях происходит социальная
трансформация общества, растет национальное самосознание разных народов, повышается
их интерес к своим культурным традициям, при этом порой обостряются межнациональные
отношения. Все это повышает значимость программ данного направления.
На рубеже двух тысячелетий изменились гражданские и политические ориентиры,
как в самой России, так и в Дагестане, но сохранились духовно-нравственные ценности,
воплощенные в лучших образцах народной культуры.
Новизна данной программы состоит в том, чтобы в процессе обучения дети не
только бы получили определенные знания по народной культуре Кавказа, но и осмыслили
ее значение с точки зрения нравственных и эстетических ценностей. Также идет работа над
формированием толерантной личности
Программа направлена не столько на изучение, сколько на освоение народной
культуры и призвана помочь ребенку в его личностном творческом и нравственном
развитии.
В то же время, несмотря на присущий программе региональный культурный
компонент, нельзя забывать, что с культурой народов Кавказа соседствует русская
народная культура. Необходимо в процессе обучения постоянно решать задачу разумного
сочетания особенного национального и общечеловеческого в культурах разных народов.
Цели программы "Культурология":
•

развивать гуманитарную составляющую начального профессионального образования МБУ

до «дат»
•

способствовать формированию у учащихся

МБУ Д О

«ДДТ» культурологического

отделения социально-культурной ориентации.
•

сформировать у учащихся интерес к духовным ценностям и стремление постоянно
развивать свой культурный потенциал.
По итогам обучения «Культурология» обучающиеся за 3 года обучения должны освоить
следующие знания:

•

понятие "Культуры"

•

основные определения культуры

•

место культурологии в системе знаний

•

периодизацию развития культуры

•

выдающиеся исторические события

•

основы теории культуры

•

структуру и состав культуры

•

термины и понятия , имена выдающихся людей мировой культуры.
познакомить учащихся с историка - культурным наследием Дагестана;

•

-сформировать черты патриотизма и гражданственности;

•

-воспитание гражданина России, патриота малой родины, знающего и любящего
свои край, город, село (его традиции, памятники природы, истории и культуры) и
желающего принять активное участие в его развитии;

•

-расширение и углубление знании обучающихся о родном крае, его истории.

По типу данная рабочая программа является тематической, и направлена на получение
воспитательных результатов в определенном проблемном поле (нравственность,
патриотизм); при этом используются возможности различных видов внеурочной
деятельности.
Программа реализует духовно-нравственное и гражданско-патриотическое направление
в развитии личности. Только на основе возвышенных чувств патриотизма и национальных
святынь укрепляется любовь к Родине, появляется чувство ответственности за ее
могущество, честь и независимость, сохранение материальных и духовных ценностей
общества, развивается достоинство личности.
Школа, являясь сложным организмом, отражает характер, проблемы и противоречия
общества и в значительной степени благодаря своему воспитательному потенциалу
определяет ориентацию конкретной личности, отвечает за социализацию личности и
является важнейшим инструментом, который способен эволюционным путем обеспечить
смену ментальности, воспитать гражданина и патриота. Она должна не только давать
ученику систематизированные знания, но и научит его самого находить необходимые
сведения о своем крае, прививать ответственное отношение к тому, что окружает ученика,
бережное отношение к природе, истории, культуре своего народа.

Задачи программы:
•

-формирование
и
сохранение
семейных
ценностей
и
-активизация
поисковой
деятельности
-формирование у школьников навыков информационной культуры;

•

-использование Интернет и информационных технологий в изучении краеведения;

•

-развивать коммуникативные навыки и умения в процессе общения, учить работать
в группах, координировать деятельность, учить анализу и самоанализу;

•

-способствовать развитию
мышления, речи;

•

-расширять исторический и экологический кругозор учащихся;

•

Основные направления:

•

-духовно-нравственное,

•

-научно-познавательное,
-патриотическое.

психических

процессов:

воображения,

традиций;
учащихся;

памяти,

Методы работы;

словесные методы: рассказ, беседа, сообщения - эти методы способствуют обогащению
теоретических знаний детей, являются источником новой информации,
наглядные методы: демонстрации рисунков, плакатов, макетов, схем, коллекций,
иллюстраций. Наглядные методы дают возможность более детального обследования
объектов, дополняют словесные методы, способствуют развитию мышления детей;
практические методы: изготовление проектов, плакатов, схем, практические работы.
Практические методы позволяют воплотить теоретические знания на практике,
способствуют развитию навыков и умение детей.

Формы проведения занятий;
Экскурсия.
Конференции.
Уроки.
Работа с документами;
Интернет-ресурсами.
Исследовательская деятельность.
Создание презентации «Дорогами и тропами Дагестана»

Принцип программы:

От непосредственных впечатлений и эмоций, которые формируют чувство “малой
родины” - к систематизированному знанию о родном крае.
Мой край на карте России. Территория и географическое положение Дагестана.
Происхождение и объяснение наиболее значимых названий. Легенды и предания.
История городов и сёл Дагестана. Достопримечательности родного края. Экскурсия по
родному краю. Памятники архитектуры.
История моей семьи. Обычаи и традиции в семье.
Обряды, промыслы, ремёсла Дагестана. Культурное и историческое наследие республики.
Наш край в годы Великой Отечественной войны. События истории, жизни и деятельности
героев войны, живших на территории края.

Планируемые результаты:
В результате освоения содержания программы у учащихся
формирование универсальных
учебных
действий (личностных,
познавательных,
коммуникативных),
позволяющих
достигать
метапредметных и личностных результатов.

предполагается
регулятивных,
предметных,

При достижении личностных результатов у школьника будут сформированы:
•

-внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе,
семье, обществу, ориентации на содержательные моменты школьной и социальной
действительности;

•

-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой задачи;

•

-ориентация на понимание причин успеха во внеурочной деятельности, в том числе
на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов
требованиям конкретной задачи;

•

-основы гражданской идентичности личности в форме осознания “Я” как
гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и
историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание
своей этнической принадлежности;

•

-ориентация в нравственном отношении как собственных поступков, так и
поступков окружающих людей;

•

-знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение, развитие
этических чувств как регуляторов моральных норм;

•

-чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с культурой края.

При достижении метапредметных результатов у школьника будут сформированы
следующие УУД (регулятивные, познавательные, коммуникативные):

Регулятивные универсальные учебные действия:
•

-планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее
реализации;

•

-учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

•

-осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

•

-оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки
соответствия результатов требованиям данной задачи;

•

-адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и
других субъектов;

•

-различать способ и результат действия.

•

-проявлять познавательную инициативу в сотрудничестве с другими субъектами
социализации;

•

-оценивать правильность выполнения заданий и вносить необходимые коррективы
в его выполнение.

Познавательные универсальные учебные действия:
•

-осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий с
использованием дополнительной литературы, СМИ, энциклопедий, справочников
(включая электронные, цифровые), сведениями Интернета;

•

-осуществлять запись выборочной информации о себе и окружающем мире, в том
числе с помощью ИКТ;

-выражать речь в устной и письменной форме;
-проводить анализ, сравнение и классификацию тем или явлений, устанавливать
причинно-следственные связи;
-осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая
и восполняя недостающие компоненты;
-строить логическое
следственных связей.

рассуждение,

включающее

установление

причинно-

Коммуникативные универсальные учебные действия:
-адекватно
использовать
речевые
средства
для
решения
различных
коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть
диалогической формой речи;
допускать возможность существования у людей различных точек зрения и
ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии с ними;
-учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в
сотрудничестве;
-формулировать собственное мнение и позицию;
-договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том
числе в ситуации столкновения интересов;
-задавать вопросы, необходимые для совместной работы с партнёрами;
адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.
-аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в
сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
-содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и позиций всех
участников;

Система оценки результативности внеурочной деятельности
является комплексной и предусматривает:
оценка достижений обучающихся
участие в конкурсах и конференциях исследовательских работ школьного,
районного, всероссийского уровня;
представление коллективного результата деятельности обучающихся в форме
исследовательских проектов с последующей передачей печатных, фото и
видеоматериалов в школьный музей;
составление викторин, игр, разгадывание кроссвордов и ребусов;
создание и презентация собственного проекта.

Механизм реализации программы:
На занятиях дети получают как теоретические знания, так и практические навыки:
играют в народные игры, исполняют хороводные игры, мастерят игровую и обрядовую
атрибутику, посещают музеи, дагестанских старейшин. Приобретенные знания по истории
и культуре родного края учащиеся могут применить на других уроках.

Тематическое планирование по культурологии
на 1- год обучения
№
1
2
3
4
5
6

Тема
Культурология (введение)
Из истории этики
Общение и взаимоотношения людей
Искусство ведения разговора
Культура телефонного общения
Поведение в общественных местах

Теория
2
2
2
2
2
3

2
2
1

4

7
8
9

Правила поведения на уроке
Правила поведения в школьной столовой
Правила поведения в библиотеках и
музеях
Как вести себя на улице
Игра Брей-ринг «Правила этикета в
общественных местах»
Г остеприимство
Вступление. Культура поведения в школе
Права и обязанности ученика и педагога
Культура общения. Адаб-этикет
общения, мягкость
Лучший пример добродушия - быть
добродушным
Культура поведения в общественных
местах
Культура общения в образовании.
Правила приличия при постижении
знаний
Правила приличия во взаимоотношениях
между учителем и учеником
Личностная культура. Добро и зло. Не
распространять людские недостатки
Проявление уважения к старшим
Культура приветствий
Этика ,уход за собой ,гигиена тела
Культура ношения одежды
Хороший нрав
Правдивость как этика поведения

2
2
2

2
2
2

4
4
4

4
1

1
4

2
2
2
1

2
2
2
1

4
4
4
2

2

2

4

2

2

4

2

2

2

2

4

2

3

5

1
2
2
2
4
2

1
2
4
2

2
4
6
4
4
6

10
11
12
13
14
15
16
17
18

19
20
21
22
23
24
25
26

Практика

4

Всего
2
2
Г б~
4
4

пг
5

^

4

~

27
28
29
30
31
32
33
34

Быть доверительным и надежным.
Умение хранить секреты
Хороший нрав. Уважение старших, связь
с достойными людьми
Чувство стыда в жизни человека
Добро и зло. Призывы к истине,
великодушию, щедрости
Этикет приема пищи, поведение в гостях
Культура поведения с родителями «Рай
под ногами матери»
Моя семья
«Великие ценности» Как сохранять
самобытность, культуру в современном
мире
Итого:

~

3

1

4

2

4

6

2
2

4
6

3
3

1
2

4
5

2
4

2
2

4
6

2
4

~

144

Тематическое планирование по культурологии
на 2- год обучения
№

Тема занятия

теория

Практика

1
2

Введение. Край мой родной «Салатавия»
Научное
историческое
и
художественное знание памятников
истории и культуры края.
Казбековский
район-экологическне
проблемы и их решение.
Чем полезны и интересны походы
Экскурсия в лес
Изучение вопросов по краеведению
Общие гигиенические требование к
походе
Изучение
традиций
и
обычаев
Салатавии
Этнография
Изучение археологического наследия
Оказание ПМП при переломах и ушибах
Тест на активное восприятие
Изучение народных промыслов
Изучение фольклора
Краеведческая викторина
Методы раскладки принадлежностей и
продуктов
Посещение музея в селении «Гертма»
Экология края
Памятники истории культуры и края

2
2

2
4

Количество
часов
4
6

2

4

6

2
2
2

2
6
2
2

4
6
4
4

2

4

6

2
2
1
1
1
1

2
4
3
2
2
2
4
2

4
6
4
3
3
3
Т ~
3

6
4
4

6
4
4

3

чГ
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19

1

20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31

Устные
источники
исторического
краеведения
Туристическое снаряжение
Особенности территории «Салатавия»
Салатавия в годы Казбековской войны
Казбековны в годы Вов
Ими гордится Салатавия
Мое родословное
Питание туриста
Какие животные обитают в лесах района
Экскурсия на озеро «Горенжо»
Растительность
Закрепление пройденного материала.
Итого:

4
2
2
2
2
2
2
2

4

4

4
4
4
2
2
4
2
2
6
4
Г~4

14
4
8
4
4
6
4
6
6
144

Тематическое планирование по культурологии
на 3- год обучения
№

Тема занятия

Теория

Практика

1
2

Введение «Мой Дагестан»
Рельеф

2
2

2
2

Количество
часов
4
4

3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13

Гидрография
2
Почвы
2
Растительность
2
Животные
2
Обычаи и традиции дагестанцев
2
Судакский каньон
2
Минеральные источники
1
Национальная одежда
2
Национальные блюда дагестанцев
2
Национальные игры
2
Сколько национальностей проживают 2
в Дагестане
Заслуженные поэты Дагестана
2
Заслуженные артисты Дагестана
1
Уважение ко старшим в Дагестане
2
Памятники архитектуры Дагестана
2
Наши спортсмены
2
Музеи Дагестана
3
Районы Дагестана
2
Языки Дагестанцев
1
Культура Дагестанцев
2
Моя «Россия»
2
«Я» в России
"УПрирода и экология
2
Народы России
2
Памятные даты России
2

2
2
2
1
2
2
4
2

2
2
2
4
4
4
2
4
4
6
4

14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27

2
2
2
2
1
2
1
2
2
1
2
2
2

3
4
2
4

У4
2
4
4
3
4
4
4

28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42

Народное творчество
Промышленные предприятия
Традиции
Герои ВОВ
Этикет
Родословная
Столица России
Герб, флаг, гимн страны
Животные Россия
Праздники страны
Герои России
Победа в ВОВ
Праздник 9 май
Изготовление открыток на праздник
победы
Закрепление пройденного материала
Итого

2
1
2
2
2
1
2
2
2
2
2
2
2

2
1
2
2
2
3
2
2
2

2
2

2

4
2
4
4
4
4
2
4
4
2
4
2
2
2
4
144

Литература:
1.Ш.А. Мирзоев. Культура и традиции народов Дагестана. Учебник для 4 класса. Махачкала: Лотос, 2009г
2.3икрула Ильясов. Дагестан: Цифры и факты. - Махачкала: Дагестанское книжное
издательство, 2005г.
3. С.Д.Алиев, Ю.Ю. Батий, М.С.Саидов. Люби, изучай свой край (Дагестан в вопросах и
ответах). - Махачкала: Дагучпедгиз, 1989 г.
4. Г.И.Магомедов, М.И. Шурпаева. Литература народов Дагестана: Книга для чтения в
начальных классах городских школ.Ч.1-я. - Махачкала: ООО «Издательство НИИ
педагогики», 2009г.
5. А.П.Задорожный (Васильченко). «Ах, Дагестан! Страна прекрасных гор...». - Стихи.ги национальный сервер.
6. Дагестан (Дмитрий Калюжный) / Стихи.ру - национальный сервер...
stihi.ru>2008/04/26/l 832
7. http: wikitravel.о^.га.Дагестан
8. К.И.Пашаев, A.M. Дагаев и др. Атлас Республики Дагестан. География.9класс.-М :
Издательство ГНОМ и Д, 2005г.
9. Интернет


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 31.12.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +79884244114

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».