МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА»
Принято на заседании
Педагогического совета
Протокол №
'/
От Qat. С 3
2021г.
Утверждено приказом
директора МБУ ДО «ДДТ»
№ / от VU
° $ 2021г.
Программа
дополнительного образования детей
«Культурология»
Направленность: Туристско-краеведческое.
Возраст детей:7-15 лет
Составитель: Ахмедова М. И.
Должность: Педагог ДО
Срок реализации: 3 года.
с. Ды лы м
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность настоящей программы определяется одной из важнейших
задач современного дополнительного образования - гражданским воспитанием
подрастающего поколения, воспитание личности, которая уважает как культуру своего
народа, так и культуру других народов. В современных условиях происходит социальная
трансформация общества, растет национальное самосознание разных народов, повышается
их интерес к своим культурным традициям, при этом порой обостряются межнациональные
отношения. Все это повышает значимость программ данного направления.
На рубеже двух тысячелетий изменились гражданские и политические ориентиры,
как в самой России, так и в Дагестане, но сохранились духовно-нравственные ценности,
воплощенные в лучших образцах народной культуры.
Новизна данной программы состоит в том, чтобы в процессе обучения дети не
только бы получили определенные знания по народной культуре Кавказа, но и осмыслили
ее значение с точки зрения нравственных и эстетических ценностей. Также идет работа над
формированием толерантной личности
Программа направлена не столько на изучение, сколько на освоение народной
культуры и призвана помочь ребенку в его личностном творческом и нравственном
развитии.
В то же время, несмотря на присущий программе региональный культурный
компонент, нельзя забывать, что с культурой народов Кавказа соседствует русская
народная культура. Необходимо в процессе обучения постоянно решать задачу разумного
сочетания особенного национального и общечеловеческого в культурах разных народов.
Цели программы "Культурология":
•
развивать гуманитарную составляющую начального профессионального образования МБУ
до «дат»
•
способствовать формированию у учащихся
МБУ Д О
«ДДТ» культурологического
отделения социально-культурной ориентации.
•
сформировать у учащихся интерес к духовным ценностям и стремление постоянно
развивать свой культурный потенциал.
По итогам обучения «Культурология» обучающиеся за 3 года обучения должны освоить
следующие знания:
•
понятие "Культуры"
•
основные определения культуры
•
место культурологии в системе знаний
•
периодизацию развития культуры
•
выдающиеся исторические события
•
основы теории культуры
•
структуру и состав культуры
•
термины и понятия , имена выдающихся людей мировой культуры.
познакомить учащихся с историка - культурным наследием Дагестана;
•
-сформировать черты патриотизма и гражданственности;
•
-воспитание гражданина России, патриота малой родины, знающего и любящего
свои край, город, село (его традиции, памятники природы, истории и культуры) и
желающего принять активное участие в его развитии;
•
-расширение и углубление знании обучающихся о родном крае, его истории.
По типу данная рабочая программа является тематической, и направлена на получение
воспитательных результатов в определенном проблемном поле (нравственность,
патриотизм); при этом используются возможности различных видов внеурочной
деятельности.
Программа реализует духовно-нравственное и гражданско-патриотическое направление
в развитии личности. Только на основе возвышенных чувств патриотизма и национальных
святынь укрепляется любовь к Родине, появляется чувство ответственности за ее
могущество, честь и независимость, сохранение материальных и духовных ценностей
общества, развивается достоинство личности.
Школа, являясь сложным организмом, отражает характер, проблемы и противоречия
общества и в значительной степени благодаря своему воспитательному потенциалу
определяет ориентацию конкретной личности, отвечает за социализацию личности и
является важнейшим инструментом, который способен эволюционным путем обеспечить
смену ментальности, воспитать гражданина и патриота. Она должна не только давать
ученику систематизированные знания, но и научит его самого находить необходимые
сведения о своем крае, прививать ответственное отношение к тому, что окружает ученика,
бережное отношение к природе, истории, культуре своего народа.
Задачи программы:
•
-формирование
и
сохранение
семейных
ценностей
и
-активизация
поисковой
деятельности
-формирование у школьников навыков информационной культуры;
•
-использование Интернет и информационных технологий в изучении краеведения;
•
-развивать коммуникативные навыки и умения в процессе общения, учить работать
в группах, координировать деятельность, учить анализу и самоанализу;
•
-способствовать развитию
мышления, речи;
•
-расширять исторический и экологический кругозор учащихся;
•
Основные направления:
•
-духовно-нравственное,
•
-научно-познавательное,
-патриотическое.
психических
процессов:
воображения,
традиций;
учащихся;
памяти,
Методы работы;
словесные методы: рассказ, беседа, сообщения - эти методы способствуют обогащению
теоретических знаний детей, являются источником новой информации,
наглядные методы: демонстрации рисунков, плакатов, макетов, схем, коллекций,
иллюстраций. Наглядные методы дают возможность более детального обследования
объектов, дополняют словесные методы, способствуют развитию мышления детей;
практические методы: изготовление проектов, плакатов, схем, практические работы.
Практические методы позволяют воплотить теоретические знания на практике,
способствуют развитию навыков и умение детей.
Формы проведения занятий;
Экскурсия.
Конференции.
Уроки.
Работа с документами;
Интернет-ресурсами.
Исследовательская деятельность.
Создание презентации «Дорогами и тропами Дагестана»
Принцип программы:
От непосредственных впечатлений и эмоций, которые формируют чувство “малой
родины” - к систематизированному знанию о родном крае.
Мой край на карте России. Территория и географическое положение Дагестана.
Происхождение и объяснение наиболее значимых названий. Легенды и предания.
История городов и сёл Дагестана. Достопримечательности родного края. Экскурсия по
родному краю. Памятники архитектуры.
История моей семьи. Обычаи и традиции в семье.
Обряды, промыслы, ремёсла Дагестана. Культурное и историческое наследие республики.
Наш край в годы Великой Отечественной войны. События истории, жизни и деятельности
героев войны, живших на территории края.
Планируемые результаты:
В результате освоения содержания программы у учащихся
формирование универсальных
учебных
действий (личностных,
познавательных,
коммуникативных),
позволяющих
достигать
метапредметных и личностных результатов.
предполагается
регулятивных,
предметных,
При достижении личностных результатов у школьника будут сформированы:
•
-внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе,
семье, обществу, ориентации на содержательные моменты школьной и социальной
действительности;
•
-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой задачи;
•
-ориентация на понимание причин успеха во внеурочной деятельности, в том числе
на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов
требованиям конкретной задачи;
•
-основы гражданской идентичности личности в форме осознания “Я” как
гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и
историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание
своей этнической принадлежности;
•
-ориентация в нравственном отношении как собственных поступков, так и
поступков окружающих людей;
•
-знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение, развитие
этических чувств как регуляторов моральных норм;
•
-чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с культурой края.
При достижении метапредметных результатов у школьника будут сформированы
следующие УУД (регулятивные, познавательные, коммуникативные):
Регулятивные универсальные учебные действия:
•
-планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее
реализации;
•
-учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
•
-осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
•
-оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки
соответствия результатов требованиям данной задачи;
•
-адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и
других субъектов;
•
-различать способ и результат действия.
•
-проявлять познавательную инициативу в сотрудничестве с другими субъектами
социализации;
•
-оценивать правильность выполнения заданий и вносить необходимые коррективы
в его выполнение.
Познавательные универсальные учебные действия:
•
-осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий с
использованием дополнительной литературы, СМИ, энциклопедий, справочников
(включая электронные, цифровые), сведениями Интернета;
•
-осуществлять запись выборочной информации о себе и окружающем мире, в том
числе с помощью ИКТ;
-выражать речь в устной и письменной форме;
-проводить анализ, сравнение и классификацию тем или явлений, устанавливать
причинно-следственные связи;
-осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая
и восполняя недостающие компоненты;
-строить логическое
следственных связей.
рассуждение,
включающее
установление
причинно-
Коммуникативные универсальные учебные действия:
-адекватно
использовать
речевые
средства
для
решения
различных
коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть
диалогической формой речи;
допускать возможность существования у людей различных точек зрения и
ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии с ними;
-учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в
сотрудничестве;
-формулировать собственное мнение и позицию;
-договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том
числе в ситуации столкновения интересов;
-задавать вопросы, необходимые для совместной работы с партнёрами;
адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.
-аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в
сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
-содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и позиций всех
участников;
Система оценки результативности внеурочной деятельности
является комплексной и предусматривает:
оценка достижений обучающихся
участие в конкурсах и конференциях исследовательских работ школьного,
районного, всероссийского уровня;
представление коллективного результата деятельности обучающихся в форме
исследовательских проектов с последующей передачей печатных, фото и
видеоматериалов в школьный музей;
составление викторин, игр, разгадывание кроссвордов и ребусов;
создание и презентация собственного проекта.
Механизм реализации программы:
На занятиях дети получают как теоретические знания, так и практические навыки:
играют в народные игры, исполняют хороводные игры, мастерят игровую и обрядовую
атрибутику, посещают музеи, дагестанских старейшин. Приобретенные знания по истории
и культуре родного края учащиеся могут применить на других уроках.
Тематическое планирование по культурологии
на 1- год обучения
№
1
2
3
4
5
6
Тема
Культурология (введение)
Из истории этики
Общение и взаимоотношения людей
Искусство ведения разговора
Культура телефонного общения
Поведение в общественных местах
Теория
2
2
2
2
2
3
2
2
1
4
7
8
9
Правила поведения на уроке
Правила поведения в школьной столовой
Правила поведения в библиотеках и
музеях
Как вести себя на улице
Игра Брей-ринг «Правила этикета в
общественных местах»
Г остеприимство
Вступление. Культура поведения в школе
Права и обязанности ученика и педагога
Культура общения. Адаб-этикет
общения, мягкость
Лучший пример добродушия - быть
добродушным
Культура поведения в общественных
местах
Культура общения в образовании.
Правила приличия при постижении
знаний
Правила приличия во взаимоотношениях
между учителем и учеником
Личностная культура. Добро и зло. Не
распространять людские недостатки
Проявление уважения к старшим
Культура приветствий
Этика ,уход за собой ,гигиена тела
Культура ношения одежды
Хороший нрав
Правдивость как этика поведения
2
2
2
2
2
2
4
4
4
4
1
1
4
2
2
2
1
2
2
2
1
4
4
4
2
2
2
4
2
2
4
2
2
2
2
4
2
3
5
1
2
2
2
4
2
1
2
4
2
2
4
6
4
4
6
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
Практика
4
Всего
2
2
Г б~
4
4
пг
5
^
4
~
27
28
29
30
31
32
33
34
Быть доверительным и надежным.
Умение хранить секреты
Хороший нрав. Уважение старших, связь
с достойными людьми
Чувство стыда в жизни человека
Добро и зло. Призывы к истине,
великодушию, щедрости
Этикет приема пищи, поведение в гостях
Культура поведения с родителями «Рай
под ногами матери»
Моя семья
«Великие ценности» Как сохранять
самобытность, культуру в современном
мире
Итого:
~
3
1
4
2
4
6
2
2
4
6
3
3
1
2
4
5
2
4
2
2
4
6
2
4
~
144
Тематическое планирование по культурологии
на 2- год обучения
№
Тема занятия
теория
Практика
1
2
Введение. Край мой родной «Салатавия»
Научное
историческое
и
художественное знание памятников
истории и культуры края.
Казбековский
район-экологическне
проблемы и их решение.
Чем полезны и интересны походы
Экскурсия в лес
Изучение вопросов по краеведению
Общие гигиенические требование к
походе
Изучение
традиций
и
обычаев
Салатавии
Этнография
Изучение археологического наследия
Оказание ПМП при переломах и ушибах
Тест на активное восприятие
Изучение народных промыслов
Изучение фольклора
Краеведческая викторина
Методы раскладки принадлежностей и
продуктов
Посещение музея в селении «Гертма»
Экология края
Памятники истории культуры и края
2
2
2
4
Количество
часов
4
6
2
4
6
2
2
2
2
6
2
2
4
6
4
4
2
4
6
2
2
1
1
1
1
2
4
3
2
2
2
4
2
4
6
4
3
3
3
Т ~
3
6
4
4
6
4
4
3
чГ
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
1
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
Устные
источники
исторического
краеведения
Туристическое снаряжение
Особенности территории «Салатавия»
Салатавия в годы Казбековской войны
Казбековны в годы Вов
Ими гордится Салатавия
Мое родословное
Питание туриста
Какие животные обитают в лесах района
Экскурсия на озеро «Горенжо»
Растительность
Закрепление пройденного материала.
Итого:
4
2
2
2
2
2
2
2
4
4
4
4
4
2
2
4
2
2
6
4
Г~4
14
4
8
4
4
6
4
6
6
144
Тематическое планирование по культурологии
на 3- год обучения
№
Тема занятия
Теория
Практика
1
2
Введение «Мой Дагестан»
Рельеф
2
2
2
2
Количество
часов
4
4
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
Гидрография
2
Почвы
2
Растительность
2
Животные
2
Обычаи и традиции дагестанцев
2
Судакский каньон
2
Минеральные источники
1
Национальная одежда
2
Национальные блюда дагестанцев
2
Национальные игры
2
Сколько национальностей проживают 2
в Дагестане
Заслуженные поэты Дагестана
2
Заслуженные артисты Дагестана
1
Уважение ко старшим в Дагестане
2
Памятники архитектуры Дагестана
2
Наши спортсмены
2
Музеи Дагестана
3
Районы Дагестана
2
Языки Дагестанцев
1
Культура Дагестанцев
2
Моя «Россия»
2
«Я» в России
"УПрирода и экология
2
Народы России
2
Памятные даты России
2
2
2
2
1
2
2
4
2
2
2
2
4
4
4
2
4
4
6
4
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
2
2
2
2
1
2
1
2
2
1
2
2
2
3
4
2
4
У4
2
4
4
3
4
4
4
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
Народное творчество
Промышленные предприятия
Традиции
Герои ВОВ
Этикет
Родословная
Столица России
Герб, флаг, гимн страны
Животные Россия
Праздники страны
Герои России
Победа в ВОВ
Праздник 9 май
Изготовление открыток на праздник
победы
Закрепление пройденного материала
Итого
2
1
2
2
2
1
2
2
2
2
2
2
2
2
1
2
2
2
3
2
2
2
2
2
2
4
2
4
4
4
4
2
4
4
2
4
2
2
2
4
144
Литература:
1.Ш.А. Мирзоев. Культура и традиции народов Дагестана. Учебник для 4 класса. Махачкала: Лотос, 2009г
2.3икрула Ильясов. Дагестан: Цифры и факты. - Махачкала: Дагестанское книжное
издательство, 2005г.
3. С.Д.Алиев, Ю.Ю. Батий, М.С.Саидов. Люби, изучай свой край (Дагестан в вопросах и
ответах). - Махачкала: Дагучпедгиз, 1989 г.
4. Г.И.Магомедов, М.И. Шурпаева. Литература народов Дагестана: Книга для чтения в
начальных классах городских школ.Ч.1-я. - Махачкала: ООО «Издательство НИИ
педагогики», 2009г.
5. А.П.Задорожный (Васильченко). «Ах, Дагестан! Страна прекрасных гор...». - Стихи.ги национальный сервер.
6. Дагестан (Дмитрий Калюжный) / Стихи.ру - национальный сервер...
stihi.ru>2008/04/26/l 832
7. http: wikitravel.о^.га.Дагестан
8. К.И.Пашаев, A.M. Дагаев и др. Атлас Республики Дагестан. География.9класс.-М :
Издательство ГНОМ и Д, 2005г.
9. Интернет