МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА»
Принято на заседании
педагогического совета
Протокол №_____1____
От __02.09._____2021г
Утверждено приказом
директора МБУДО «ДДТ»
№ _1_от __02.09.2021г._
Программа
дополнительного образования детей
«Рукоделие»
Направленность: Художественная
Срок реализации: 2 года
Возраст детей: 5-7 лет
Составитель: Хизриева М.М.
Должность: Педагог ДО
Дылым
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В современных условиях очень важно подготовить подрастающее
поколение к самостоятельной жизни, связанной в дальнейшем с трудовой
деятельностью. Поэтому необходимо своевременное выявление творческого
потенциала личности. Рукоделие одно из самых старейших искусств на
земле. Оно родилось, развивалось и росло вместе с человеком. Умение
мастерить своими руками закладывалось в детстве. А наличие его у детей
считалось результатом хорошего воспитания. Рукоделие до сих пор остается
излюбленным занятием для многих. Оно дает возможность отдохнуть и
расслабиться после высоких скоростей современного темпа жизни, снять
стресс и усталость. Кроме того, рукоделие позволяет сделать что-то
уникальное. Не зря самым ценным подарком считаются изделия ручной
работы. Ведь человек, создавая их, вкладывает частичку своей души и
сердца. Рукоделие включает в себя довольно много видов ручного труда:
вышивка, аппликация, бисероплетение, шитье, пэчворк и т.д. Рукоделие
способствует развитию мелкой моторики руки, что является мощным
стимулом для развития мыслительной активности и интеллекта детей, а
также коррекции психического развития учащихся.
Направленность
художественная
Образовательная деятельность по программе направлена на:
•
формирование и развитие творческих способностей учащихся;
•
удовлетворение
индивидуальных
потребностей
учащихся
в
интеллектуальном, художественно-эстетическом, нравственном и
интеллектуальном развитии;
•
обеспечение духовно-нравственного, гражданско-патриотического,
трудового воспитания учащихся;
•
выявление, развитие и поддержку талантливых учащихся, а также лиц,
проявивших выдающиеся способности;
•
профессиональную ориентацию учащихся;
•
создание и обеспечение необходимых условий для личностного
развития, профессионального самоопределения и творческого труда
учащихся;
•
социализацию и адаптацию учащихся к жизни в обществе;
•
формирование общей культуры учащихся.
Новизна
Программа позволяет параллельно осваивать несколько направлений
декоративно-прикладного
творчества
(вышивка,
аппликация,
бисероплетение, шитье, пэчворк, декупаж и т.д.), что предоставляет больше
возможностей для творческой самореализации обучающихся, чем типовая
программа по одному виду деятельности.
Актуальность
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
художественной направленности «Рукоделие» способствует изучению
особенностей различных техник в декоративно-прикладном творчестве. В
рамках программы учащиеся приобретают практические навыки создания
изделий в различных видах декоративно –прикладного творчества, навыки
работы с различными материалами, осознанию красоты, неповторимости
изделий, выполненных своими руками. По уровню освоения программа
является общеразвивающей, так как способствует расширению кругозора,
коммуникативной культуры, самостоятельного мышления, развитию
творческих способностей и эстетического вкуса. По целевой установке
программа является образовательной (знания не только усваиваются детьми,
но и активно используются в их жизнедеятельности).
Педагогическая целесообразность
Заключается в том, что программа развивает личностные качества и
психические процессы у учащихся. В ходе систематического труда рука
приобретает уверенность, точность. Такой труд способствует развитию
сенсомоторики – согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию
координации движений, гибкости, точности в выполнении действий.
Изготовление изделий из различных материалов большое влияние оказывает
на умственное развитие детей, на развитие их творческого мышления.
Цель: развитие творческой личности, овладение практическими умениями и
навыками обрабатывать различные материалы с целью создания изделий.
Задачи:
Обучающие:
сформировать знание о декоративно-прикладном творчестве;
научить традиционным и свободным приёмам изготовления изделий,
используя разные техники декоративно-прикладного творчества.
Развивающие:
сформировать и развить интерес к выбранному виду деятельности;
развить
образное мышление, внимание, фантазию, творческие
способности, эстетический и художественный вкус.
Воспитательные:
привить навыки работы в группе, поощрять доброжелательное отношение
друг к другу;
воспитать бережливость, экологическую сознательность;
сформировать качества личности - настойчивость, терпение, аккуратность
в труде.
Возраст учащихся, возрастные и психологические особенности
Дополнительная
общеобразовательная
общеразвивающая
программа
художественной направленности «Рукоделия» рассчитана на работу с
детьми 5 - 7 лет. В состав группы первого года входят 15 детей.
Состав группы второго года 12 человек При переводе на вторую ступень
обучения и последующую учитывается уровень усвоения учебного материала
учащимися по данному виду творчества.
Срок реализации программы, объём учебного времени
В 2021-2022, 2022- 2023 учебном году включает в себя 144 учебных
часа. Программа разработана на 2 года обучения.
Формы и методы
Работа с учащимися при организации образовательного процесса
предусматривает групповую, парную и индивидуальную форму работы на
занятиях и предполагает использование следующих методов и приемов:
- проектные методы обучения, используемые на занятиях, дают возможность
для развития индивидуальных творческих способностей;
- технология игровых методов, в обучении расширяют кругозор, развивают
познавательную деятельность, формируют определенные умения и навыки,
необходимые в практической деятельности;
- здоровье - сберегающие технологии позволяют равномерно, во время
занятия распределять, между детьми, различные виды деятельности;
- использования информационно - коммуникационных технологий повышает
мотивацию к занятиям, создает благоприятные условия для лучшего
взаимопонимания педагога с ребенком.
- словесные методы: объяснение, рассказ, беседа;
- наглядные методы: наблюдение;
- практические приемы: работы по образцу,
индивидуальные и
коллективные работы учащихся;
- объяснительно-иллюстративные: способ взаимодействия педагога и
ребёнка.
Объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала;
- репродуктивные: учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные
способы деятельности.
Режим занятий
Занятия ведутся в двух разновозрастных группах. Продолжительность
занятий для первого и второго года обучения составляет 2 раза в неделю по
2 академических часа, с обязательными 10-ти минутными перерывами.
Ожидаемые результаты
Учащиеся должны уметь:
выполнять традиционные и свободные приёмы изготовления изделий,
используя разные техники декоративно-прикладного творчества;
выполнять различные виды стежек вручную;
применять полученные знания, умения и навыки на практике при
создании изделий;
Учащиеся должны знать:
виды декоративно – прикладного творчества;
технологию выполнения и применения для изготовления изделия;
способы построения композиции изделия;
различные виды стежек и особенности их исполнения вручную;
технику создания, оформления и отделки изделий.
Формы отслеживания результатов:
загадки, кроссворды, головоломки;
практические задания;
выставки;
творческие проекты.
Учитывая возрастные особенности детей и логику их мышления, обучение
строится по принципу: от простого – к сложному. Теоретические занятия
планируются в соотношении 1:4 (20% теории и 80% практики).
Теоретическая часть включает в себя информационный материал, необходимый
для эффективного усвоения программы, чтение и копирование схемы,
объяснение педагогом работы по схемам, способов выполнения изделия и его
отделки, последовательность его изготовления.
На практической части занятия учащиеся выполняют предложенное им изделие
или выбранное самостоятельно в строго определенной последовательности.
Работы учащихся могут быть как индивидуальными, так и коллективными.
Перед выполнением практических работ проводится инструктаж по правилам
техники безопасности труда, в дальнейшем педагог систематически напоминает
об этих правилах.
В ходе образовательного процесса используются и нетрадиционные формы
занятий: конкурсы и праздники с демонстрацией лучших творческих работ. На
занятиях востребованы репродуктивный и частично-поисковый методы. Формы
работы содержат в своей основе три блока:
- групповые, индивидуальные, массовые;
- теоретические и практические;
- учебные и отчётные.
В программу включены разделы Бумагопластика; Игрушки из бумаги, картона и
ниток; Работа с тканью (Вышивка) и Бисероплетение.
Раздел Бумагопластика состоит из подразделов: мозаика, аппликация,
торцевание, радужное склеивание, бумагокручение, оригами и т. д. Бумага, как
материал для детского творчества, ни с чем несравнима (легкость обработки,
минимум инструментов). Любая работа с бумагой - складывание, вырезание,
плетение- не только увлекательна, но и познавательна. Бумага дает
возможность ребенку проявить свою индивидуальность, воплотить замысел,
ощутить радость творчества. Кроме того, дети приобретают навыки
конструкторской, учебно-исследовательской работы, опыт работы в
коллективе, умение выслушивать и воспринимать чужую точку зрения.
Дети через практическую деятельность лучше воспринимают
пространственное отношение окружающего мира, аналитическое и
пространственное мышление, восприятие и воспроизведение детали и целого
предмета, объема и плоскости. Также решаются и педагогические задачи:
развитие мелкой моторики пальцев рук, внимание, усидчивости, усердия,
аккуратности, сотрудничеству и многому другом.
Раздел Игрушки из бумаги, картона и ниток включает изготовление
игрушек и всевозможных поделок. Занимательное и обогащающее ребенка
занятие. Ведь прямо на его глазах произойдет превращение обычных
бумажных листов в невиданных куколок, утят и других зверей. Во время
изготовления из бумаги разных поделок ребенок научится работать с
ножницами, приобретет важные навыки по сгибанию и конструированию.
Раздел Работа с тканью (Вышивка) прививает учащимся знания,
навыки, практические умения по работе с тканью и иголкой, обучать
раскрою ткани по шаблону, сшивать детали, обучать определению лица и
изнанки тканей, развивать эстетические чувства, познавательные интересы,
воспитывать аккуратность, экологическую культуру, закрепление правил
культуры труда и техники безопасности.
Раздел Бисероплетение способствует развитию мелкой моторики
пальцев рук, положительно сказывается на становлении речи, повышает
работоспособность, внимание. Занятия бисероплетением вызывает у
дошкольников большой интерес.
Содержание программы первого года обучения
№
1
2
3
4
Раздел
Бумагопластика
Игрушки из бумаги, картона и ниток
Работа с тканью
Бисероплетение
Итого
Количество часов
82
24
18
20
144
Содержание программы второго года обучения
№ Раздел
1 Бумагопластика
3 Вышивка
4 Бисероплетение
Итого
Количество часов
82
34
28
144
Условия реализации Программы
Кабинет, в котором проводятся занятия, просторный, светлый, оснащен
необходимым оборудованием, удобной мебелью, соответствующей возрасту
детей, наглядными пособиями.
Учебно-наглядные пособия подготавливаются к каждой теме занятия. Для
ведения занятий по декоративно-прикладному творчеству имеются книги,
альбомы, журналы с иллюстрациями, крупные таблицы образцов, элементов
и приемов росписи в народном творчестве, технические изображения, а
также изделия народных промыслов, живые цветы, ветки, листья, фрукты,
овощи для натюрмортов, муляжи и др. материалы для показа их детям.
Для реализации Программы используется дидактическое обеспечение:
а) наглядные пособия, образцы работ, сделанные учащимися;
б) слайды, видео-аудио пособия;
в) иллюстрации шедевров живописи, графики и декоративно-прикладного
искусства;
г) схемы, технологические карты;
д) индивидуальные карточки.
Для обеспечения результативности учебного процесса и активности
учащихся предусмотрено максимальное разнообразие тем, техник и
материалов. Основное время на занятии отводится практической
деятельности, поэтому создание творческой атмосферы способствует ее
продуктивности. Программа знакомит учащихся с различными материалами
и техниками, что способствует стимулированию интереса и творческой
активности учащихся.
Реализация Программы основывается на принципах учета индивидуальных
способностей ребенка, его возможностей, уровня подготовки.
В Программе учтен принцип системности и последовательности обучения.
Последовательность в обучении поможет учащимся применять полученные
знания и умения в изучении нового материала. Содержание программы
составляют темы, которые разработаны исходя из возрастных возможностей
детей. Формирование у учащихся умений и навыков происходит постепенно:
от знакомства со свойствами художественных материалов, изучения основ
изобразительного творчества до самостоятельного составления и решения
работы в материале.
Список литературы
1. Азбука детского творчества (Умное поколение. Школа творчества).–
М.:ОЛМА Медиа Групп, 2010.
2. Быстрицкая А. Бумажная филигрань – М.: Айрис-пресс, 2011.
3. Гильман Р.А. Иголка и нитка в умелых руках. – М.:Легпромбытиздат, 1993.
4. Аппликация из гофрированной бумаги. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО
«ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2010
5. Ханна Линд; (пер. с нем. М.Б. Тереховой). Бумажная мозаика - М.: Айриспресс, 2007
6. Исакова Э. Ю., Стародуб К.И., Ткаченко Т. Б. Сказочный мир бисера.
Плетение на леске. – Ростов-на- Дону 2004.
7. Ингрид Морас – Животные из бисера Арт-родник, 2007.
8. Ингрид Морас – Забавные животные из бисера Мир книги, 2011.
9. Куликова Л.Г. Короткова Л.Ю. Цветы из бисера: букеты, панно,
бутоньерки. – М.: Издательский дом МСП, 2001
10. Грушина Л.В. Озорные игрушки. Учебно – методическое пособие. ООО
«Карапуз-Дидактика», 2006г.
11. Грушина Л.В., Лыкова И.А. Азбука творчества. Учебно – методическое
пособие. ООО «Карапуз-Дидактика», 2006г.
12. Зайцева А. А. «Искусство квиллинга». Магия бумажных лент/ М.: Эксмо,
2010.- 64с.: ил.-(Азбука рукоделия).
13. Сержантова Т.Б. Оригами для всей семьи/М.: Айрис-пресс, 2010.-192с.
14. Жилл Гордон. Мир природы вышивка крестом. - Москва: Ниола,2003г.
15. «Техника рукоделия», издательство «Полымя», 2001г.
16. Андреева И. Шитье и рукоделие: энциклопедия. М.: Большая Российская
энциклопедия, 2003г.
17. Баришова М. Узоры вышивки крестом. Праца. Издательство РПД
Братислава, 2007г.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА»
Принято на заседании
педагогического совета
Протокол №_____1____
От __02.09._____2021г
Утверждено приказом
директора МБУДО «ДДТ»
№ _1_от __02.09.2021г._
Тематическое
планирование
Программы дополнительного образования детей
«Рукоделие»
Направленность: Художественная
Срок реализации: 2 года
Возраст детей: 5-7 лет
Составитель: Хизриева М.М.
Должность: Педагог ДО
Дылым
Тематическое планирование первого года обучения
№
1
Тема
Количест
во часов
Водное занятие. Знакомство с 2
учащимися. Обсуждение плана
работы. Техника безопасности.
Теоретиче
ские
2
Практиче
ские
-
2
1
1
2
2
2
2
4
1
2
2
2
2
3
4
1
3
2
2
2
2
2
2
2
-
2
2
2
2
2
2
2
1. Бумагопластика
1.1.Мозаика из бумаги
2
3
4
5
6
7
Мозаика. История возникновения.
Материалы и инструменты.
Просмотр готовых работ. Варежка
Яблочко
Матрешка
Тюльпан
Кораблик
Поделки ко дню воспитателя
1.2.Торцевание
8
9
10
11
12
13
14
15
Знакомство с техникой. Вырезание
квадратов. Просмотр работ.
Золотая рыбка
Цветочек
Петушок гребешок
Балерины
На полянке
Душистая сирень
Времена года
Вишенка
1.3. Аппликация из бумаги
16
17
18
19
20
21
22
Поделка ко Дню народного
единства
Птичка невеличка
Дюймовочка
Собачка с мячиком
Крокодил
Божья коровка
Рыбки
4
1
3
2
2
2
2
2
2
-
2
2
2
2
2
2
1
1
1.4. Квиллинг
23
Как родилась бумага. Сколько у
бумаги родственников. История
возникновения технологии
бумагокручения. Вырезание
полосок для квиллинга.
2
24
25
26
27
28
29
Основные формы “капля”,
“треугольник”, “долька”, “квадрат”,
“прямоугольник”.
Основные формы “завитки”, «глаз»,
«лист», “спирали в виде стружки”.
Изготовление композиции цветов
Овечка в технике
Чудо - дерево
Поделки к Новому году
2
2
2
2
2
2
4
2
2
4
1
1
3
2
2
3
1.5.Техника Айрис фолдинг (радужное склеивание)
30
31
32
33
34
История возникновения, правила
техники безопасности, просмотр
работ, изготовление шаблонов и
полосок. Основные правила работы.
Геометрические формы в технике
Айрис Фолдинг: круг
Квадрат
Треугольник
Изготовление яблока в технике
2
1
1
4
1
3
2
2
4
-
2
2
2
2. Игрушки из бумаги, картона и ниток
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
Котик
Лошадка
Ангелочек
Поделки для карнавала
Игрушки для пальчикового театра
Открытка или поделка на 23
февраля
Открытка или поделка на 8 марта
Коробки для подарков
Рыбка
Львенок
2
2
2
2
2
4
-
2
2
2
2
2
2
2
4
2
2
-
2
2
2
2
3. Знакомство с иглой и тканью
45
46
47
48
49
50
51
Безопасность в работе, продевание
нитки в иголку, завязывание узелка
Шов «вперед иголку»
Шов «назад иголку» и ее
разновидности
Особенности шитья пуговиц, виды
пуговиц, история оторванной
пуговицы
Пришивание плоской пуговицы
Пришивание пуговицы с ножкой
Подготовка мотива и пришивание
2
1
1
2
2
1
-
1
2
2
1
1
2
2
2
-
2
2
2
52
53
пуговиц к мотиву
Пришивание оборванного места и
заплатки
Техника выполнения шва
«петельки» и цветочек на ее основе
2
-
2
2
-
2
2
1
1
2
1
1
2
2
2
2
1
-
2
2
1
2
2
2
2
2
144
21
2
2
2
2
123
4. Бисероплетение
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
История возникновения, материалы
и инструменты, техника
безопасности
Фенечки из бисера и бусин в
технике крестик
Поделка на 1 мая
Поделка на 9 мая
Техника параллельного плетения
Плетение фигурок животных :
зайчик
Герои мультиков
Сердечко
Змейка
Подведение итогов
Итого
Тематическое планирование второго года обучения
№
1
Тема
Количест
во часов
Водное занятие. Знакомство с 2
учащимися. Обсуждение плана
работы. Техника безопасности.
Теоретиче
ские
2
Практиче
ские
-
2
1
1
2
2
2
2
4
4
1
1
2
2
2
2
3
3
1. Бумагопластика
1.1.Оригами
2
3
4
5
6
7
8
Оригами. История возникновения.
Материалы и инструменты.
Просмотр готовых работ. Техника
складывания.
Оригами -кораблик
Оригами - бабочка
Оригами – лягушка
Оригами – цветок
Поделки ко дню воспитателя
Модульное оригами, история
возникновения, технология
9
10
11
12
13
складывания. Просмотр работ.
Треугольный модуль, технология
складывания
Лебедь. Подготовка модулей
Лебедь. Сборка поделки
Тюльпаны. Подготовка модулей
Тюльпаны. Сборка поделки
2
-
2
4
2
4
2
-
2
2
2
2
1.2. Техника РОР -UР
16
17
18
19
20
21
22
Поделка ко Дню народного
единства
Знакомство с техникой. Материалы
и инструменты. Просмотр работ.
Вырезание деталей. ТБ.
Открытка «С днем рождения»
Открытка «С днем рождения»
(вариант 2)
Открытка Букет
Открытка Маме
Открытка Цветочек
4
1
3
2
-
2
2
2
-
2
2
2
2
2
-
2
2
2
2
1
1
2
2
4
2
2
4
2
2
1
1
2
2
3
2
2
3
1.4. Квиллинг
23
24
25
26
27
28
29
История возникновения технологии
бумагокручения. Вырезание
полосок для квиллинга.
Флаг России
Флаг Дагестана
Воздушный шар
Ветка рябины
Хлебные колосья
Поделки к Новому году
1.5.Техника Айрис фолдинг (радужное склеивание)
30
31
32
33
34
Кораблик
Снегирь на ветке
Сердечко
Кленовый лист
Лебедь
2
4
2
2
4
1
1
-
1
3
2
2
2
2
-
2
2
-
2
2
2
-
2
2
2. Вышивка
35
36
37
38
Знакомство с Вышивкой. История.
Виды Материалы и инструменты.
ТБ. Просмотр работ.
Круг на картоне « Шов вперед
иголку»
Дымковская игрушка
Домик
39
40
41
42
43
44
45
47
48
49
Ракета (кораблик)
Шов Крестик, техника выполнения
Дымковская игрушка швом Крестик
Фигуры животных
Поделка на 23 февраля
Поделка на 8 марта
Швы на фетре
Закладка из фетра Облако
Насадка для ручки
Бабочка
2
4
2
4
2
2
4
2
2
2
1
1
-
2
2
2
2
2
2
1
2
1
2
-
2
2
6
20
6
2
2
2
2
2
2
124
3. Бисероплетение
50
51
52
54
56
57
60
61
62
63
Техника параллельного плетения
Браслет
Цветок. Лепесток техникой
параллельного плетения
Листья
Поделка на 1 мая
Поделка на 9 мая
Соединение деталей цветка
Окончательное оформление цветка
Различные техники плетения
Итоговое занятие
Итого
2
2
6
6
2
2
2
2
2
2
144