МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА»
Принято на заседании
педагогического совета
Протокол №_____1____
От __02.09._____2021г
Утверждено приказом
директора МБУДО «ДДТ»
№ _1_от __02.09.2021г._
Программа
дополнительного образования детей
«Кройка и шитье»
Направленность: Художественная
Срок реализации: 3 года
Возраст детей: 11 -18 лет
Составитель: Хизриева М.М.
Должность: Педагог ДО
Дылым
Пояснительная записка
Шитье- занятие интересное, увлекательное, и, самое главное,
необходимое. Но, чтобы это занятие приносило удовольствие и видимый
результат, необходимо овладеть определенными техническими навыками в
области шитья и кроя одежды. Эти навыки во многих случаях попросту
облегчающие жизнь, могут вместе с тем стать источником радости и
удовольствия. А перед теми, кто от природы наделен способностями или
талантом, открываются совершенно новые возможности выполнения по
собственному замыслу оригинальных моделей одежды. Именно этим и
занимаются дети, посещающие объединение
«Кройка и шитье».
Обучающиеся знакомятся с основами моделирования и конструирования, с
направлениями современной моды, а также декорированием одежды и
интерьера.
Школьная программа не раскрывает всех особенностей и тонкостей
индивидуального пошива, моделирования и конструирования одежды, не
дает представления об истории моды, модельерах, стилях одежды и, самое
главное, не воспитывает чувство стиля и красоты. Каждый ребенок
стремиться быть уникальным, тем более девочки, а навыки моделирования,
конструирования и технологии изготовления одежды, полученные на
занятиях, дадут возможность детям шить любые изделия, а некоторым из них
и определиться с будущей профессией. Это имеет большое практическое
значение в дальнейшей жизни ребенка. Все это определяет новизну данной
программы.
Актуальность программы заключается в том, что ребенок, освоив
навыки моделирования, конструирования и технологии изготовления
основных видов одежды, сможет самостоятельно с ранних лет создавать свой
неповторимый стиль и имидж, научится одеваться сам и одевать других без
лишних
затрат.
Педагогическая целесообразность данной программы состоит в
обучении детей навыкам моделирования и конструирования не только по
схемам, опубликованным в журналах по рукоделию, но и дает навыки
умения самостоятельно создавать эскизы и чертежи выкроек изделий в
соответствии
с
особенностью
своей
фигуры.
Программа востребована со стороны родителей и детей, заинтересованных
в овладении практическими навыками моделирования и конструирования
одежды.
Направленность
программы
техническая.
Методика преподавания заключается в постоянном усложнении задач.
Поэтому
так
важно
систематическое
посещение
объединения.
Для более полной реализации программы в образовательный процесс
включены общие дидактические методы: объяснительно – иллюстративный;
репродуктивный; частично – поисковый; проблемный; исследовательский.
Система тем и заданий программы первого года обучения, следуя
оптимальной стратегии действий, методов, устремлений, характерных для
творчества талантливых детей, предназначена для работы со всеми детьми,
поэтому рекомендуется зачислять всех желающих без предварительного
отбора и экзаменов. Следовательно, набор обучающихся свободный.
В основу программы заложены принципы учёта возрастных и
индивидуальных особенностей детей, что позволяет корректировать её,
согласно интересам, потребностям и возможностям каждого ребёнка в
творческом развитии. При поступлении ребёнка педагог определяет уровень
его подготовленности (обще трудовые навыки, интеллектуальные и
творческие способности) и распределяет в учебную группу (I – III год
обучения) в соответствии с этим уровнем. Обучающиеся склонные к
художественной одарённости зачисляются в творческую группу.
В тематическом планировании третьего года обучения введён раздел
«ДПИ в одежде» - для развития кругозора и объёмного видения в
выполнении своих творческих работ. Ведь именно из разных направлений
народного и декоративно-прикладного искусства умельцы черпали свои идеи
и
воплощали
их
в
жизнь.
В соответствии с современными требованиями СанПиН к организации
учебно-воспитательного процесса в детских объединениях художественноэстетической направленности в учреждениях дополнительного образования
детей занятия проводятся: 2 раза в неделю по 2 часа, 144 часа в год.
Программа рассчитана на работу с детьми среднего школьного возраста (5 –
9 кл.) и старшего школьного возраста (9-11кл).
Отличительные особенности образовательной программы.
Преимущество программы "Кройка и шитьё" состоит в том, что она,
опираясь на изучение древнего ремесла детьми, погружается в мир образов
декоративно-прикладного искусства, каждый ребенок имеет возможность
проявить инициативу, экспериментировать, создавать собственные шедевры
на основе общепринятых требований в данном направлении.
Программа состоит из нескольких разделов. Их содержание позволяет
уделить много внимания привитию обучающимся эстетического вкуса,
пониманию значения декоративно-прикладного искусства, развитию общей
культуры труда. Данная программа предоставляет широкие возможности для
профессиональной ориентации обучающихся, для ознакомления их с
рабочими профессиями дизайна, оформительского мастерства и швейного
производства.
Важным моментом в реализации программы становится факт открытия
индивидуального творческого почерка в оригинальных изделиях детей. Свой
неповторимый стиль и почерк вырабатывается у них на основе разработки
яркого индивидуального стиля. Этот результат позволяет с уверенностью
говорить о том, что сложившаяся система обучения детей является основным
условием для усвоения программы. Она рассчитана на работу с тканью,
выполнение одежды, специального рисования, выполнение изделий из
лоскутков.
ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ:
Раскрытие и совершенствование
индивидуальных возможностей и
творческих способностей детей, профессиональная ориентация и адаптация к
условиям современной жизни.
ЗАДАЧИ:
Образовательные: формировать знания основ швейного дела, ориентировать
на профессию в области швейного производства, дизайна и оформительского
мастерства;
ознакомление
учащихся с историей костюма, направлениями
современной моды. Научить создавать эскизы моделей, конструировать и
моделировать
их
на
свою
фигуру;
удовлетворение
индивидуальных
потребностей
учащихся
в
интеллектуальном,
художественно-эстетическом,
нравственном
и
интеллектуальном
развитии;
создание и обеспечение необходимых условий для личностного развития,
укрепление здоровья, профессионального самоопределения и творческого
труда учащихся;
Развивающие: развивать у детей способности к самостоятельной и
коллективной работе, развивать мотивации на творческую деятельность;
развить способности к самостоятельной творческой деятельности;
развить правильный подход к индивидуальному подбору и использованию
декоративных средств, способствовать развитию аккуратности, внимания,
усидчивости;
развить собственный эстетический вкус, природную способность,
чувствовать стиль и творческую интуицию;
Воспитательные: создавать дружескую среду вокруг самоопределяющейся
личности, условия для общения и адаптации детей к современной жизни с
помощью формирования общей культуры.
Воспитывать нравственные качества личности: доброту, отзывчивость,
усидчивость,
аккуратность,
целеустремлённость,
способность
к
сопереживанию через участие в коллективных творческих делах
Воспитывать
в
детях
чувство
товарищества,
взаимопомощи,
доброжелательности,
взаимоуважения.
Способствование
формированию
адекватной
самооценки.
Воспитывать уважительное, бережное отношение к материальной культуре,
ко всему, что является плодами человеческого труда.
Формы и режим занятий.
В реализации программы основная роль отводится занятию. Выбор формы
занятий зависит от возраста и уровня знания детей, так как состав
обучающихся разновозрастный. Содержание занятий стимулирует сферу
мотивов, интересов и потребностей личности в познании творчества.
В процессе реализации программы используются разнообразные формы
занятий: беседа, рассказ преподавателя, сопровождаемый наглядным и
демонстрационным материалом, игровая форма обучения и другие. Здесь
связь занятий с жизнью помогает обучающимся в их практической
деятельности, поскольку занятия сочетают не только различные виды
практической работы, но и открывают детям прекрасный мир народного
искусства, который несёт в себе многовековые представления о красоте и
гармонии.
На занятиях дети реализуют себя в области технологии изготовления изделий
из ткани, лоскутного шитья, женского и детского лёгкого платья,
аппликации, декоративной обработки изделий. Они получают знания, опыт
творческой деятельности, сферу эмоционально-целостных отношений в том
объёме и формате, который наиболее адекватен их возрасту.
Особая роль отводится занятиям с применением информационных
технологий.
Содержание программы предполагает проведение занятий на базе кабинета,
укомплектованного швейным оборудованием (швейные машинки, оверлок,
раскроечные столы, гладильные доски, зеркала и т.д.) и мебелью для работы
с детьми различного возраста.
В ходе освоения Программы учащиеся должны
знать:
- правила безопасности труда и личной гигиены при работе с различными
материалами и инструментами;
- правила дизайна, которые необходимо учитывать при создании предметов
материальной культуры;
- название и назначение материалов, инструментов, приспособлений
используемых при работе на занятиях по кройке и шитью и правила безопасной
работы с ними;
- правила моделирования, конструирования и презентации выполненных
изделий;
- основные этапы проектной деятельности ;
- специальные термины, применяемые при работе.
уметь:
- соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены при работе с
различными материалами и инструментами;
- анализировать предложенное учебное задание;
- обосновывать выбор конструкции и технологии выполнения учебного задания
в единстве требований полезности, прочности, эстетичности;
- выполнять практические задания различных уровней сложности, с опорой на
чертёж (эскиз), схему
- экономно, рационально и творчески строить свою практическую работу на
всех её этапах;
- применять
приобретенные
навыки для
осуществления
творческой
деятельности;
- работать с Интернет-ресурсами и информационными материалами;
- организовывать рабочее место в соответствии с разработанным проектом,
подбирать необходимые материалы, инструменты и приспособления;
- формулировать проблему, проводить коллективное обсуждение предложенных
учителем или возникающих в ходе работы учебных проблем;
- доказывать своё мнение.
Способы определения результативности: итоговая аттестация, творческая
работа
Формой подведения итогов реализации программы является отчетная
выставка работ обучающихся.
Сроки реализации дополнительной образовательной программы.
Данная программа разработана на 3 года обучения. Программа
предусматривает изучение необходимых теоретических сведений по
выполнению изделий декоративно – прикладного творчества. Содержание
теоретических сведений согласовывается с характером практических работ
по каждой теме. На теоретическую часть отводится не более 30% общего
объема времени. Остальное время посвящается практической работе. Теория
преподносится в форме беседы, сопровождающейся показом приемов работы
и ответами на вопросы учащихся. На первом году обучения происходит
общее знакомство учащихся с различными приемами шитья, на втором более углубленное изучение материала, на третьем – постижение основ
мастерства. Практические результаты и темп освоения программы является
индивидуальными показателями, так как зависят от уровня творческого
потенциала, то есть от природных способностей и первичной подготовки
учащегося. Планируемая на занятиях практическая работа не является жестко
регламентированной. Учащиеся реализовывают свои творческие замыслы,
готовят поделки, сувениры к своим семейным торжествам и к любимым
праздникам. Это позволяет повысить уровень знаний и интереса учащихся.
Тематическое планирование первого года обучения
№
Тема
1
2
Вводное занятие.
Основы материаловедения
цветоведения
Основы шитья
Лоскутное шитье
Мягкая игрушка
Кукла
Знакомство
с
элементами
конструирования, моделирования
и технологией обработки
Национальный костюм Дагестана
Итого
3
4
5
6
7
8
Количество
часов
2
и 4
Теоретические
2
2
Практические
2
8
26
24
20
42
2
4
4
2
6
6
22
20
18
36
10
144
2
24
8
120
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ первого года обучения
1. Вводное занятие – знакомство с детьми; рассказ о работе объединения;
ознакомление обучающихся с планом на учебный год; правила поведения и
требования к обучающимся; расписание; техника безопасности.
2. Краткие сведения по материаловедению – знакомство с тканями по виду
волокон; хлопчатобумажными, шерстяными, льняными, шёлковыми ;
определение долевой и уточной нити, лицевой и изнаночной стороны ткани.
Правильный подбор швейных ниток, игл и соответствующего нагрева утюга
для
данной
ткани
Краткие сведения по цветоведению: цвет, цветовой круг, гармоничные
сочетания цветов.
3. Основы шитья – знакомство с оборудованием и инструментами. Рассказ о
назначении и применении инструментов и приспособлений, организации
рабочего места при выполнении ручных и машинных швов. Беседа о
правилах безопасности труда. Выполнение ручных стежков и швов, их
назначение и применение. Знакомство со швейной машинкой, устройство;
назначение и принцип работы; правила техники безопасности при работе со
швейной машинкой; правила организации рабочего места. Заправка швейных
машин. Выполнение различных видов машинных швов. Организация
рабочего места при выполнении влажно-тепловой обработки (ВТО). ТБ при
ВТО.
4. Разделы Лоскутное шитье, Мягкая игрушка, Кукла
введены для
усовершенствования технических навыков стачивания деталей и для
выполнения декоративной отделки, применяемой в оформлении одежды.
5. Знакомство с элементами конструирования, моделирования и технологией
обработки – знакомство с характеристикой форм и размеров одежды,
измерения фигуры человека, раскрой деталей и поузловая обработка изделия.
6. Национальный костюм Дагестана – знакомство
с национальным
костюмом Дагестана и ее историей, сходство и различие между костюмами,
изучение конструкции костюма, изготовление костюма для куклы.
Тематическое планирование второго года обучения
№
Тема
1
2
Вводное занятие.
Основы материаловедения
цветоведения
Конструирование,
моделирование и технология
обработки юбки на кокетке со
складками
Конструирование,
моделирование и технология
обработки конической юбки
Конструирование,
моделирование и технология
обработки прямой юбки
Конструирование,
моделирование и технология
обработки клиньевой юбки
Декор поясных изделий
Русский национальный костюм
Итого
3
4
5
6
7
8
Количество
часов
2
и 4
Теоретические
2
2
Практические
2
28
4
24
26
4
22
32
6
26
22
3
19
12
18
144
3
3
27
9
15
117
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ второго года обучения
1. Вводное занятие: рассказ о работе объединения; ознакомление
обучающихся с планом на учебный год; правила поведения и
требования к обучающимся; расписание; техника безопасности.
2. Материаловедение и цветоведение: даются более углубленные знания
по сравнению с первым годом обучения. Искусственные и
синтетические
волокна
и
нити.
Ассортимент материалов,
характеристика основных и вспомогательных материалов
3. Конструирование и моделирование юбки на кокетке со складками :
снятие мерок, чертеж БК юбки, моделирование, расклад и раскрой
ткани, технологическая последовательность обработки юбки.
4. Конструирование и моделирование конической юбки: снятие мерок,
чертеж БК конической юбки, моделирование, расклад и раскрой ткани,
технологическая последовательность обработки юбки.
5. Конструирование и моделирование прямой юбки: снятие мерок, чертеж
БК прямой юбки, моделирование,
расклад и раскрой ткани,
технологическая последовательность обработки юбки.
6. Конструирование и моделирование клиньевой юбки: снятие мерок,
чертеж БК юбки, моделирование,
расклад и раскрой ткани,
технологическая последовательность обработки юбки.
7. Декор юбок: декорирование юбок воланом, кружевом, рюшами и.д.
способы и методы раскроя декоративных элементов.
8. Русский национальный костюм: знакомство с костюмом и ее историей,
сходство и различие между костюмами губернии, изучение
конструкции костюма, изготовление костюма для куклы.
9. Тематическое планирование на третий год обучения
№
1
2
3
4
5
8
9
Тема
Количе
ство
часов
Вводное занятие.
2
История костюма
4
Конструирование и моделирование 36
плечевого изделия
Технология обработки плечевого 24
изделия
Технологическая
(поузловая) 48
обработка деталей
Декоративно
–
прикладное 14
искусство в одежде
Национальный
костюм
разных 16
регионов России
Итого
144
Теоретические
Практические
2
4
15
21
3
21
3
45
5
9
3
13
35
109
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ третьего года обучения.
1. Вводное занятие: рассказ о работе объединения; ознакомление
обучающихся с планом на учебный год; правила поведения и
требования к обучающимся; расписание; техника безопасности.
2. История костюма - изложены основные вопросы исторического
развития костюма начиная от Древнего Египта и до наших дней. Дано
3.
4.
5.
6.
7.
описание композиции одежды, ее силуэтов, пропорций, цвета, формы
деталей, применяемых материалов.
Конструирование и моделирование плечевого изделия - приведены
общие сведения об одежде, представлен метод конструирования
плечевого изделия, особенности моделирования. Приведены сведения
об изготовлении лекал, их градации, особенностях раскроя, проведения
примерки и устранения дефектов изделия.
Технология обработки плечевого изделия – подробно изложена
технология пошива плечевого изделия начиная от сметывания вытачек
и заканчивая обработкой низа изделия.
Технологическая
(поузловая)
обработка
деталей
–
дана
последовательность обработки горловин, рукавов, застежек, карманов
и т.д.
Декоративно – прикладное искусство в одежде - для развития
кругозора и объёмного видения в выполнении своих творческих работ.
Приведены сведения по использованию и обработке буф, аппликаций,
шитью и вышивке в одежды, а также использование техник
лоскутного шитья и бумагопластики при изготовлении одежды.
Национальный костюм разных регионов России – изложены сведения о
национальных костюмах регионов России (татарский, башкирский,
якутский, марийский, удмуртский, цыганский, чукотский). История,
сходство и различия между костюмами.Изучение конструкции и кроя
костюма, построение лекал для куклы. Изготовление костюма для
куклы.
Использованная литература
1. Е.Н. Юдина, М.А. Евтушенко, О.А. Иерусалимская – «Шейте сами»,
Культ –информ –пресс, 1992.
2. Э.К. Амирова , О.В. Сакулина, Б.С. Сакулин, А.Т. Труханова –
«Конструирование одежды», М.: «Академия», 2006.
3. Н.И.
Смирнова,
Н.М.
Конопальцева
–«Проектирование
конструкции швейных изделий для индивидуального потребителя».
М.: Форум ИНФРА М, 2005.
4. Курс кройки и шитья, ЕШКО, 1997.
5. Интернет ресурсы.
6. Л.Ф. Денисова - «Изысканный лоскут. Техника, Приемы,
Изделия», М.: «Аст пресс книга», 2007.
7. Анна Зайцева – «Лоскутное шитье. Мастер-класс для начинающих»
8. Д. В. Нестерова - «Лоскутные фантазии. Лоскутное шитье»
9. Надежда Войдинова –«Мягкая игрушка», М.: Эксмо, 2007.
10. Агапова И., ДавыдоваМ. - «Мягкие игрушки на любой вкус» , М.:
Эксмо, 2007.
11. Разитта Гаджиханова – «Дагестанский костюм», Издательский дом
"Эпоха", 2010
12. Гаджиева С.Ш. – «Одежда народов Дагестана», М.: Наука, 1981.
13. Пармон Ф.М. Русский народный костюм как художественноконструкторский источник творчества М., Легпромбытиздат, 1994.
14. Каминская Н. М. К - История костюма М., «Легкая индустрия»,
1977
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА»
Принято на заседании
педагогического совета
Протокол №_____1____
От __02.09._____2021г
Утверждено приказом
директора МБУДО «ДДТ»
№ _1_от __02.09.2021г._
Тематическое
планирование
Программы дополнительного образования детей
«Кройка и шитье»
Направленность: Художественная
Срок реализации: 3 года
Возраст детей: 11 -18 лет
Составитель: Хизриева М.М.
Должность: Педагог ДО
Дылым
Тематическое планирование первого года обучения
№
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
Тема
Количест
во часов
Вводное занятие. ТБ.
2
Основы
материаловедения
и 4
цветоведения: знакомство с тканями по
виду волокон, структура ткани,
свойства. Цветовой круг.
3. Основы шитья
Ручные швы и стежки. ТБ при работе. 2
Терминология
ручных
работ.
Сметочные и копировальные стежки.
Швы « назад иголка», «через край».
Потайные стежки. «Тамбурный» шов. 2
Штуковочные стежки. Работа с
фурнитурой. Самостоятельная работа
по пройденному материалу.
ТБ при работе на швейной машине. 2
Подготовка швейной машины к работе.
Заправка верхней и нижней нити
Терминология
машинных
работ 2
Выполнение машинных швов
4. Лоскутное шитье
Лоскутное шитье как вид декоративно- 2
прикладного
творчества.
Технологические основы лоскутного
шитья
Гармоничные
сочетания
цветов. 2
Техника полоска.
Орнамент.
Виды
орнаментов. 2
Свободная техника.
Законы орнаментальной композиции. 2
Техники «квадрат», «треугольник».
Приемы получения разнообразных 2
фактур. Воспроизведение образцов
традиционного лоскутного шитья.
Технология работы над лоскутным 2
изделием. Выполнение ручных работ
Выполнение
стежков
и
швов 2
временного и постоянного назначения
Изучение схем и блоков в различных 2
техниках
Подставка под горячее
4
Теоретические
2
2
Практические
2
1
3
-
2
-
2
1
1
1
1
1
1
1
1
-
2
-
2
-
2
-
2
-
4
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
Изготовление подушки
4
Английский метод соединения деталей 2
лоскутного шитья. Подведение итогов.
5. Мягкая игрушка
Назначение и виды игрушек,
2
инструменты и материалы, правило
пользования.
Особенности работы с выкройками
2
Подбор материалов, цветовое решение 2
игрушки
Пошив плоской игрушки (Слон, 2
облачко, звезда, кот и др.) раскрой
деталей, сметывание
Стачивание деталей, выворачивание, 2
наполнение.
Окончательное оформление игрушки. 2
Мягкая игрушка (на выбор ребенка) с 2
сочетанием техник лоскутного шитья.
Подбор материалов.
Раскрой деталей игрушки, соединение 2
деталей по схемам
Сметывание,
стачивание, 2
выворачивание, наполнение деталей
мягкой игрушки
Сметывание,
стачивание, 2
выворачивание, наполнение деталей
мягкой игрушки
Соединение
деталей
игрушки, 2
пришивание глазок
Окончательное оформление игрушки
2
6. Кукла
История кукол. Русская народная 2
кукла.
Значение
работы
над
текстильной куклой.
Виды работ. Организация рабочего
2
места. Материалы инструменты. Т/Б на
рабочем месте и при работе с
инструментами.
-
4
2
1
1
1
1
1
1
-
2
-
2
1
2
1
-
2
-
2
-
2
-
2
-
2
1
1
1
1
Виды швов, применяемые при пошиве 2
мягкой
игрушки.
Выполнение
различных видов швов.
Знакомство с лекалами и количеством 2
деталей. Работа с чертежами и
-
2
-
2
34
35
36
37
38
выкройками.
Увеличение
и
уменьшение выкроек.
Сшивание и вырезание деталей кроя.
Особенности набивки.
Сборка куклы.
Глаза и нос куклы. Различные способы
изготовления. Способы прикрепления.
Рисование глаз куклы.
Волосы куклы. Различные способы
изготовления и прикрепления
Декоративное оформление куклы.
Кукольная одежда и аксессуары.
2
-
2
2
2
-
2
2
2
-
2
4
-
4
7. Знакомство с элементами конструирования, моделирования
и технологии обработки
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
Основные
машинные швы: виды
соединительных швов
Выполнение краевых швов
Отделочные швы
Аппликация на машинке
Измерение
фигуры:
снятие
вертикальных мерок
4
1
3
2
2
2
2
1
2
2
2
1
Снятие горизонтальных мерок
2
1
История юбок их виды и фасоны
2
2
Юбка «Татьянка», раскрой деталей
2
Технология отработки «татьянки»
4
Юбка из оборок, расчет ткани, раскрой 2
1
деталей
Последовательность сборки юбки с 6
оборками
Обработка верхнего среза юбки
2
Обработка нижнего среза юбки
2
Окончательное оформление юбки
2
Фартук: расчет материала, раскрой 2
деталей
Соединение деталей и примерка
2
Окончательное оформление изделия
2
8. Национальный костюм Дагестана
Знакомство с национальным костюмом 2
2
Дагестана и ее историей, сходство и
различие между костюмами народов
Дагестана
Экскурсия в музей
2
Изготовление костюма для куклы: 2
-
1
2
4
1
6
2
2
2
2
2
2
-
2
2
подбор материалов, раскрой деталей
Сметывание, стачивание, обработка 2
деталей костюма
Окончательное
оформление 2
национального костюма для куклы
Итого
144
59
60
-
2
-
2
24
120
Тематическое планирование второго года обучения
№
Тема
Вводное занятие: ознакомление с
планом на учебный год; правила
поведения; техника безопасности.
Ассортимент материалов,
характеристика основных и
вспомогательных материалов.
Искусственные и синтетические
волокна и нити. Сочетание цветов
Построение и пошив средств
индивидуальной защиты (маски)
1
2
Количест
во часов
2
Теорети
-ческие
2
Практические
-
4
2
2
2
-
2
2
2
2
1
1
2
2
2
4
2
1
-
2
2
2
3
2
2
2
2
2
2
-
2
2
2
2
2
2
1
1
3. Юбка на кокетке со складками
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
История юбок, их виды и фасоны
Виды складок, расчет и способ
обработки
Кокетка, виды, построение
Подготовка ткани, раскрой юбки
Сметывание, стачивание, ВТО
Открытка или поделка ко дню учителя
Примерка. Дефекты – причины,
способы их устранения
Втачивание молнии на образце
Втачивание молнии на юбке
Обработка верхнего среза юбки поясом
Обработка нижнего среза юбки
Окончательное оформление юбки
4. Коническая юбка
16
Построение чертежа основы
конической юбки – полусолнце: снятие
мерок, расчет, построение
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
Построение конической юбки –
солнце: мерки, расчет, построение
Конические юбки с различной
степенью расклешенности
Моделирование конических юбок
Повторение пройденного материала
Поделка ко Дню Народного Единства
Подготовка ткани, построение и
раскрой конической юбки на ткани
Сметывание деталей, первая примерка
Стачивание и обработка боковых
срезов, ВТО
Втачивание потайной молнии
Обработка верхнего среза юбки кантом
Вторая примерка. Уточнение низа
изделия. Обработка нижнего среза
юбки
Окончательное оформление изделия
2
1
1
2
1
1
2
2
2
2
1
-
1
2
2
2
2
2
-
2
2
2
2
2
-
2
2
2
2
-
2
5. Прямая юбка
29
Построение чертежа основы прямой
юбки: исходные данные, расчет
2
2
-
30
Построение чертежа основы прямой
юбки в масштабе 1:4
Моделирование прямой юбки:
моделирование кокеток, перевод
вытачек
Параллельное расширение юбки
Коническое расширение юбки
Методы получения драпировок
Построение заднего полотнища юбки
Построение переднего полотнища
юбки
Построение модельных линий и
подготовка канта
Сметывание, стачивание среднего
среза, вытачек, боковых срезов, ВТО
Первая примерка. Дефекты – причины,
способы их устранения.
Втачивание молнии. ТБ
Обработка верхнего среза юбки
обтачкой
Обработка складки ( шлицы, разреза)
2
-
2
2
1
1
2
2
2
2
2
1
1
1
-
1
1
1
2
2
2
-
2
2
-
2
2
-
2
2
-
2
2
2
-
2
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
на среднем шве заднего полотнища
юбки
Обработка нижнего среза юбки
Окончательное оформление прямой
юбки
2
2
-
2
2
2
2
-
2
2
1
2
1
2
-
2
2
2
2
-
2
2
2
2
2
2
2
-
2
2
2
2
2
2
2
6
1
1
1
2
1
1
5
2
2
2
2
-
2
1
1
4
-
4
4
2
144
27
4
2
117
6. Клиньевая юбка
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
Построение чертежа основы клиньевой
юбки: исходные данные, расчет
Построение лекал клиньев
Особенности построения верхнего
среза юбки при ее моделировании
Расчет и подготовка ткани, раскрой
деталей юбки
Сметывание деталей юбки
Стачивание срезов, ВТО, примерка
Обработка верхнего среза эластичным
поясом
Обработка нижнего среза юбки
Методы обработки юбки на подкладке
Повторение пройденного материала
Открытка или поделка ко Дню Матери
7. Декор юбок
56
57
58
59
Кант, отделочная строчка
Волан, кружево, шитье
Сборка и рюши
Накладные карманы
8. Русский национальный костюм
60
61
62
63
64
65
66
Поделка или панно на 1 мая
Поделка или панно на 9 мая
Знакомство с русским национальным
костюмом. История, сходство и
различия между костюмами губернии
Изучение конструкции и кроя
костюма, построение лекал для куклы
Изготовление костюма для куклы.
Подбор материалов, раскрой деталей
Сборка и обработка деталей костюма.
Окончательное оформление костюма
Итого
Тематическое планирование третьего года обучения
№ Тема №
1
2
Водное занятие: ознакомление с
планом на учебный год; правила
поведения; техника безопасности.
История костюма от древности до
нового времени
История костюма и моды
Количест
во часов
2
Теоретич
еские
2
практич
еские
-
2
2
-
2
2
-
3. Конструирование и моделирование плечевого изделия
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
Конструирование одежды. Основные
понятия и определения. Функции
одежды, классификация
Измерения тела человека.
Снятие вертикальных мерок
Снятие горизонтальных мерок
Открытка или поделка ко дню учителя
Баланс изделия. Прибавки.
Построение базисной сетки чертежа
основы
Построение чертежа спинки
Построение чертежа полочки
Построение боковых линий и линий
низа
Построение линий вытачек на талии и
линий борта
Поделка ко Дню Народного Единства
Построение чертежа конструкции
одношовного рукава
Моделирование плечевого изделия:
перевод вытачек
Параллельное расширение
Коническое расширение
2
2
-
2
1
1
2
2
2
2
1
2
1
1
2
1
4
4
2
2
2
1
2
2
1
2
1
1
2
4
1
2
1
2
1
1
2
2
-
2
2
2
1
1
2
1
1
2
-
2
2
2
-
2
2
4. Технология обработки плечевого изделия
19 Подготовка ткани к раскрою,
декатировка, экономный расклад лекал
20 Типовая последовательность
обработки изделия. Правила
сметывания и стачивания
21 Обработка нагрудных и талиевых
вытачек
22 Обработка плечевых швов
23 Обработка боковых швов
24 Примерка изделия. Дефекты посадки
изделия и способы их устранения
25 Оснаровка горловины
26 Обработка горловины и пройм косой и
настрочной полоской
27 Обработка шва рукава, обметывание
срезов, обработка низа рукава
28 Втачивание рукава в пройму
29 Обработка низа изделия
2
1
1
2
2
-
2
2
2
-
2
4
2
-
4
2
5. Технологическая (поузловая) обработка деталей
30 Обработка горловины и пройм косой
полоской со шнуром
31 Средства индивидуальной защиты.
Маски для лица
32 Обработка горловины и пройм
обтачкой
33 Обработка горловины планками
34 Обработка складок
35 Соединение деталей по фасонным
линиям имеющим форму плавной
кривой
36 Соединение деталей по фасонным
линиям имеющим углы
37 Обработка застежек не доходящих до
низа изделия
38 Обработка застежек, расположенных
по всей длине изделия
39 Обработка застежек расположенных в
швах
40 Изготовление петель
41 Сборка. Заутюженная сборка
42 Бейки. Технология обработки
43 Техника безопасности. Отделочные
строчки
44 Втачные карманы: прорезной карман
"в рамку"
45 Прорезной карман "листочка"
46 Прорезной карман "в рамку с
клапаном"
47 Карман в шве
48 Карманы из основных деталей изделия
49 Воланы, рюши
50 Кружево и шитье
51 Градация лекал
2
-
2
4
-
4
2
-
2
2
2
2
1
2
2
1
2
1
1
2
-
2
2
-
2
2
-
2
2
2
2
2
1
2
2
2
1
2
-
2
2
2
-
2
2
2
2
2
2
4
-
2
2
2
2
2
5. Декоративно –прикладное исскуство в одежде
52
53
54
55
56
Буфы
Аппликация
Шитье и вышивка в одежде
Лоскутное шитье и Батик
Использование техник бумагопластики
в конструировании одежды
4
4
2
2
2
1
1
1
1
1
3
3
1
1
1
6. Национальный костюм регионов России
57 Поделка или панно на 1 мая
58 Поделка или панно на 9 мая
59 Знакомство с национальным
костюмом регионов России (татарский,
башкирский, якутский, марийский,
удмуртский, цыганский, чукчи).
История, сходство и различия между
костюмами.
60 Изучение конструкции и кроя
костюма, построение лекал для куклы
61 Изготовление костюма для куклы.
Подбор материалов, раскрой деталей
62 Сборка и обработка деталей костюма.
63 Окончательное оформление костюма
Итого
2
4
2
2
-
2
1
1
2
-
2
2
2
144
35
2
2
109