Юный фотограф

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Дом детского творчества»

Принята на заседании
педагогического совета
Протокол № / Л
от «JJ»
о{
2022года

Утверждено приказом
директора МБУ ДО «ДДТ»
№ £_ от « # » а г . 2022г.

ПРОГРАММА
Дополнительного образования детей
Фотокружок «Юный фотограф»

Направленность: Юный фотограф
Уровень программы: ознакомительный
Возраст учащихся: 12-13 лет
Срок реализации: 2 года
Автор - составитель: Мухудинова А. А.

с.Дылым

f

I. Пояснительная записка
1.

Статус документа

В последние годы фотография развивается всё интенсивнее, входит в каждый дом. И действительно,
невозможно сегодня представить современное общество без фотографии: она широко используется в журналистике, с
ее помощью ведется летопись страны и каждой семьи.
а а

/

п г ч я т п ч л

п д п т ’Р п

п а т 'Л п н г 'ь

п т о и

ц

т* v o M r i m f i о о ш

ш

А В Луначарский говорил: «Каждый культурный человек должен уметь пользоваться фотоаппаратом так же легко, как
он владеет авторучкой».
Занятия фотографией способствуют приобщению детей к прекрасному, помогают адаптироваться в сложной
обстановке современного мира.
Данная программа позволяет многим детям найти своё место в жизни, развить в себе способности творческого
самовыражения или просто заняться интересным и полезным делом. Она рассчитана на самый широкий круг
воспитанников без каких-либо ограничений.
В кружок принимаются учащиеся с 5 по 6 классы, желающие научиться самостоятельно, пользоваться
современной фототехникой. Фотография широко и прочно вошла в жизнь школьников. Она помогает учащимся полнее
усвоить общеобразовательные предметы, связать их с практической жизнью. Юные фотолюбители первые помощники
учителей; фотоснимки школьников используются как наглядные пособия на уроках. Фотокружок развивает у учащихся
наблюдательность, способствует эстетическому воспитанию. Настоящая программа рассчитана на 36 часов и является
начальной ступенью овладения комплексом минимума знаний и практических навыков для последующей
самостоятельной работы. Работа кружка проводится в течении одного года по 4 часа в неделю.
Основным методом работы кружка является практический и наглядный показ аппаратуры, принадлежностей,
приспособлений, наглядный пособий и приемов практической работы.
При выполнении работ следует максимально использовать личную инициативу учащихся, с тем, чтобы
поощрять творческую мысль, самостоятельные поиски интересных и современных тем.
С этой целью целесообразно проводить, походы, экскурсии на природу, на предприятия, где фоторепортажная
съемка не только расширит кругозор, представление о нашей действительности, но и позволит из всей массы
впечатлений отбирать самое главное, достойное быть запечатленным на снимках.
Общественно-полезная работа членов кружка проводится на протяжении всей деятельности кружка.
Специфика кружка позволяет развивать такие черты характера, как усидчивость, собранность,
целеустремленность, коммуникабельность. Ребенок тренируется в решении проблемных ситуаций, идет становление
его характера. Особенно это заметно на застенчивых детях. Занятие фотографией помогает им обрести уверенность,
почувствовать свою ценность, найти свое место.
Этот процесс можно назвать творчеством с большой буквы, но ребенок реализует свою потребность в развитии.
2.

Структура документа

Рабочая программа представляет собой целостный документ включающий три раздела: пояснительную записку,
основное содержание, календарное планирование
4. Цели и задачи кружка:
- Освоение знаний об основных понятиях фотографического процесса, его особенностях и специфике. Главная цель
курса — формирование и развитие у учащихся наблюдательности, связи с эстетическим воспитанием. На основе
интереса подростков к фотографии развивать духовный мир воспитанников, формировать у них потребность в
самосовершенствовании и создавать условия для реализации их творческих возможностей. При изучении этого курса
продолжается формирование культуры и обучение фотографическому языку. Изучая данный курс, школьники
овладевают первоначальными представлениями и понятиями, а также умениями, связанными с использованием
источников фотографической информации.

ладение умениями и навыками фотодела, использовать один из «языков» международного общения — искусство
/го графин; применять накопленные знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;
-развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за
состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;
- воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, позитивного отношения к окружающей среде.
Развитие у детей усидчивости, умения самореализовываться, развитие чувства долга, и выполнения возложенных
обязательств.
- формирование способности и готовности к использованию приобретенных знаний и умений в повседневной жизни, и
социально-ответственному поведению в жизни.
Задачи:
Привлечь детей к занятию фотографией.
Повышать уровень мастерства учащихся.
Подготовка учащихся к выставкам и конкурсам.
Укрепление дружбы между учащимися.
Комплектация создания коллектива, сохранение его контингента до конца учебного года.
Привлечение детей к занятию фотоискусством.
Особенности возрастной группы
Возраст учащихся 5-6 класс, 10-13лет. Набор в группу свободный, состав постоянный.
Режим занятий
Общее количество в год -1 4 4 часа. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа.

1
2
3
4
5
6
7

Наименование темы

История фотографии.
Работа с фотоаппаратом.
Изобразительные средства в фотографии. Искусство и фотография.
Поэтика снимка.
Образность. Фотожанры.
Поэтика снимка
Работа с программами по обработке фотографий
ИТОГО

Всего отведено
кол-во часов

Практика

№п/н

Теория

Таблица тематического распределения количества часов (144 часа/ 4 часа в неделю)

4
16
14
6
62
18
22
144

4
8
6
2
30
10
10
68

8
8
4
32
8
12
72

ГГСодержание обучения
/ематический план работы фотокружка.

№ п/н

Тема занятия

История( ютографии. (2)
История фотографии. Свойства света.
1
Камера - обскура. Фотография сегодня.
Цифровая фотография

Работа с <ютоаппаратом. (16)
2
Основные части фотоаппарата.

Кол-во
часов
4

Получение композиций на фотобумаге.
Изображение в темной комнате.
Изготовление ее из бумаги. Фотография в
науке, технике, общественной жизни. От
пленки к "цифре. Фотография как искусство.

4

Корпус фотоаппарата. Объектив, диафрагма.
Затвор, выдержка. Устройство цифрового
фотоаппарата: сенсоры, память,
экспозиционная автоматика, электропитание.
Главное фокусное расстояние. Светосила,
диафрагма, определении глубины резкости..
Объективы длиннофокусные,
широкоугольные, ZOOM, Разрешающая
способность объектива.
Виды затворов: шторные, центральные,
выдержка длинная и короткая, её
определение на практике.
Фотоэкспонометр, таблицы, символы.
Установка цвета и света. Снимаем на улице.
Отработка последовательности операций.

3

Фотооптика. Объектив, диафрагма,
глубина резкости

4

4

Определение экспозиции. Затвор,
выдержка

4

5

Содержание работы

Жидкокристаллические дисплеи и
4
система управления цифрового
фотоаппарата. Фотоэкспонометр.
Импульсные фотовспышки. Первая
съемка.
Изобразительные средства в фотографии. Искусство и фотография. (14)
б
Кадрирование.
1
Определение границ кадра.
Объект съемки. Проблемы его
1
Предмет изображения. Смысловой центр.
изображения на снимке. Смысловой и
Предмет изображения, как ценность.
изобразительный центр кадра.
Композиция (продуманное построение
2
Диагональная композиция. Восходящая и
7
изображения).
нисходящая диагонали. Диагональ «борьбы».
8
Пропорциональность кадра
2
Линии золотого сечения. 3:2, 5:4.
Понятие «крупность плана». Общий,
2
Общий план городской улицы с
средний, крупный планы съемки.
перспективой. Средний план жанровой
9
сценки. Крупный план - натюрморт,
фрагменты, выражения лиц.
Ракурс. Перспектива.
2
Высота точки съемки. Точка съемки снизу.
10
Точка съемки сверху.
11
Тональный рисунок кадра.
2
Свет в кадре. Тональная доминанта.
Смысловая подвижность. Смысл кадра
2
Пластическое взаимодействие объектов
12
снимка и его эмоциональный тон. Создание
смысла. Участие камеры.
Поэтика снимка (18)
13
Изобразительная плоскость
6
Прямоугольность формата - две вертикали и
две горизонтали. Структурный план
плоскости - линии, сходящиеся в центре.
Принцип равновесия при заполнении
картинной плоскости. Возрастание
напряженности при удалении от центра.
14
«Внутренние силы» плоскости - свет и
6
Смысловая функция тона - черные, белые,
тень. Смысловая функция тона.
серые тона. Светотеневой и светотональный
рисунок изображения. Контровой свет.
Сниженная и повышенная тональность
снимка. Цветовая тональность.
15
Изображенное пространство:
6
Три компонента пространства: 1. Предметы
Компоненты пространства.
первого плана. 2. Окружающий ф онПространственное движение.
интерьер, ландшафт, городской пейзаж. 3.

Целостность пространства
Образность. Фотожанры. (62)
Фотосъемка портрета. Что такое образ.
16
Виды образов.
Жанры и образность фотографии.
17
Портрет.
18
Контакт с героем. Взгляд в камеру.
19
Руки в портрете.
20
Поза и жест.
Контраст.
21
22
Композиция. Пространство.
Фотосъемка пейзажа Формат. Горизонт.
23
Небо и облака
24
Предмет и среда. Ритмы пространства.
Фотосъемка архитектурных
25
сооружений
26
Жанровая фотосъемка
27
Спортивная фотосъемка
28
Фотонатюрморт и фотоэтюд.
Репортажная (документальная)
29
фотосъемка
30
Специальные виды съемки
31
Техническая фотосъемка
Работа с программами по обработке фотографий (16)
32
Основы компьютерной графики
33
Программа Adobe Photoshop
Обсуждение, просмотр снимков
34
35-36

Обобщающее занятие

Воздух, как компонент пространства.
4
4
4
4
4
2
4
4
2
6

Виды образов: характер, пространство,
предмет.
Создание портретного образа. Обсуждение,
просмотр снимков, выявление характерных
черт жанра.
Съёмка, конкурс снимков по жанрам, отбор
работ для выставки.

Обсуждение, просмотр снимков, выявление
характерных черт жанра.
Съёмка, конкурс снимков по жанрам, отбор
работ для выставки.

4
4
4
6
2
4
4
12
2
4

Изучение программы, создание коллажей
Конкурс снимков, отбор работ после
компьютерной обработки для выставки.
Подведение итогов.

Ш. Форма контроля.
Тестовый контроль, проверочные работы, практические работы, индивидуальный устный опрос, фронтальная
письменная работа.
IV. Список учебно-методической литературы
Литература:
1. А. Пылаев, «Справочник фотографа», 2000 год
2. И. Лысов, «Самоучитель по современной фотографии», 2002 год
3. Е.А. Голубова, Н.Н. Тарасенко. Учебный курс «Сам себе фотограф», 2002 год
4. Б.В. Пальчевский, Фотография. Курс для начинающих, 2007 год
5. В.И. Михалкович, В.Т. Стигнеев. «Поэтика фотографии», 2010 год
6. Артюшин Д. Ф. Цветная фотография. М. Искусство, 1987.
7. Морозов С. Творческая фотография. М. Планета, 1986.
8. ХейлинР. Светофильтры. М. Мир, 1988.
9. С.Келби «Справочник по обработке цифровых фотографий», 2004.
Дополнительная литература:
Е.А. Иофис. Фотография для школьника -М .: Искусство, 1973.
Библиотека электронных наглядных пособий по курсу фотографии.
Компьютерные технологии.
Буляница Т. Дизайн на компьютере. Самоучитель. ПИТЕР, 2003.
Дик Мак-Клелланд. Фотошоп для чайников. М. Изд. Дом. «Вильямс», 2001.

/. Петров «Фотошоп для профессионалов», 2004.
В.Н. Печникова «Сборка, диагностика, оптимизация современного компьютера»,2005.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 31.12.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +79884244114

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».