МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИЕТЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА»
Принята на заседании
педагогического совета
Протокол № 1
от « 1 » сентябрь 202 Нода
Утверждено приказом
директора МБУ ДО «ДДТ»
№ 1 от « 1 » сентябрь 202 Нода
Программа
Дополнительного образования детей
«Обучение игре на фортепиано»
Направленность: художественная
Уровень программы: ознакомительный
Возраст учащихся: &Г-18
Срок реализации: 1 год
Автор - составитель:
Ахмедова Марина Ибрагимовна
с. Дылым
Раздел 1. «Пояснительная записка»
Музыка - одно из могучих средств воспитания. Она способна выражать глубокие мысли,
чувства, переживания. Начальное обучение игре на фортепиано - удивительно живой,
творческий процесс, в ходе которого дети знакомятся с музыкой, учатся ее понимать, у них
формируется эстетический вкус, дети получают первоначальные навыки умения и навыки игры
на фортепиано. Обучение в классе фортепиано направлено на общее музыкальное развитие и
обучение детей, формирование их эстетических вкусов на лучших образцах классической
русской и зарубежной музыки, а также произведений советских и современных композиторов.
Направленность - художественная
Уровень программы - ознакомительный
Актуальность - заключается в ее общедоступности. Она предусмотрена для детей с
любыми музыкальными данными, которые желают научиться игре на фортепиано. Программа
ставит конкретные задачи, решение которых предполагает последовательность и постепенность
музыкального развития учащихся, с учетом их возрастных особенностей, при индивидуальном
подходе к каждому из них.
Новизна программы - состоит в том, что с ее помощью педагог воспитывает не
профессионала-музыканта узкой направленности, а прививает культуру и музыкальную
компетенцию детям для успешной социализации в жизни.
Педагогическая целесообразность - программы состоит в том, что в процессе ее
освоения у детей развиваются интеллектуальные и творческие способности. Это достигается за
счет развития музыкального слуха, внимания, памяти, координации движений, развития
чувства ритма, основ сценического мастерства. Кроме того, программа позволяет познакомить
детей с музыкальными произведениями мировой классики, лучшими образцами народной
музыки, произведениями русских и зарубежных композиторов.
Отличительная особенность программы - то, что она разработана для учащихся
общеобразовательных школ, не преследующих цель получения в дальнейшем
профессионального музыкального образования. Большая роль отводится общему музыкальному
развитию, домашнему музицированию и ансамблевой игре.
Цель программы - музыкально-эстетическое образование детей, формирование их
художественного вкуса, расширение музыкального кругозора, развитие творческой личности
ребенка.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Обучающие:
•
изучение основ музыкальной грамоты;
•
овладение практическими умениями и навыками игры на фортепиано;
•
овладение элементарными навыками игры в ансамбле, чтения нот с листа.
Воспитательные:
•
формирование художественного вкуса на лучших образцах народного музыкального
искусства, классиков русской и зарубежной музыки;
•
воспитание интереса и любви к занятиям музыкой и музыкальному искусству;
2
•
формирование личностных
качеств:
целеустремленность, работоспособность,
самообладание, исполнительская воля, артистизм, умение продемонстрировать свои
результаты;
•
воспитание положительных нравственных качеств и духовной культуры.
Развивающие:
•
развитие музыкальных способностей (музыкальный слух, чувство ритма и метра,
музыкальная память);
•
развитие музыкального мышления;
•
развитие исполнительских качеств ребёнка (эмоциональный отклик на исполняемые
произведения, артистизм);
•
развитие технических способностей, предполагающих овладение
техническими приемами на материале гамм, арпеджио, этюдов;
•
развитие эмоционально-ценностного отношения к музыке.
основными
Категория учащихся - программа ориентирована на обучающихся _______ лет и
рассчитана на 1 год обучения.
Формы организации деятельности - групповая. Наполняемость группы - 15 человек.
В процессе обучения педагог использует различные методы преподавания, исходя из
возрастных особенностей учащегося, его черт характера, интеллектуального и музыкального
развития, а также индивидуальной адаптации к инструменту.
В работе с учащимся педагог использует следующие методы:
•
словесный (объяснение, рассказ, беседа);
•
наглядно-слуховой (показ с демонстрацией пианистических приемов);
•
аналитический (сравнения и обобщения, развитие логического мышления
•
практический (работа на инструменте, игра упражнений, чтение с листа, исполнение
музыкальных произведений).
•
эмоциональный (стимулирование ассоциативного мышления в процессе выбора ярких
эмоциональных образов).
Срок реализации и режим занятий - объём занятий: 1 год - 144 часа (6 часов в неделю
продолжительностью 45 минут, 3 раза по 2 часа;).
Планируемые результаты:
Учащиеся должны знать:
•
•
•
•
•
•
•
регистры, названия октав;
скрипичный и басовый ключи;
запись нот малой, первой, второй октав;
деление длительностей и пауз;
такт, простые размеры;
знаки увеличения длительности;
штрихи;
3
•
•
•
•
•
•
динамические оттенки;
понятия темп, лад;
правильно сидеть за инструментом;
находить на клавиатуре звуки (в диапазоне: малая - вторая октавы);
воспроизводить ритмические рисунки в простых размерах
половинной, четвертных и восьмых длительностей);
читать ноты (в диапазоне: малая - вторая октавы).
(сочетание целой,
Учащиеся будут уметь:
•
•
•
•
•
•
•
•
правильно сидеть за инструментом;
находить на клавиатуре звуки (в диапазоне: малая - вторая октавы);
воспроизводить ритмические рисунки в простых размерах
половинной, четвертных и восьмых длительностей);
читать ноты (в диапазоне: малая - вторая октавы);
правильно сидеть за инструментом;
находить на клавиатуре звуки (в диапазоне: малая - вторая октавы);
воспроизводить ритмические рисунки в простых размерах
половинной, четвертных и восьмых длительностей);
читать ноты (в диапазоне: малая - вторая октавы).
(сочетание целой,
(сочетание целой,
Раздел 2. «Содержание программы»
Учебно - тематический план
№
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
Наименование
Всего Теория
раздела,
Тема
Знакомство.
2
2
Введение в
специальность.
Правила Техники
Безопасности.
Знакомство
с 4
2
инструментом.
6
2
Донотный период.
Практика
(интерактивные
занятия)
2
4
Изучение нотной
грамоты.
Постановка рук.
6
2
4
10
2
8
Развитие
технических
навыков
Работа над
эмоциальнохудожественным
22
2
20
20
2
18
4
Формы
аттестации
(контроля)
Беседа
Наблюдение,
беседа
Наблюдение,
беседа
Наблюдение,
беседа
Текущий
контроль
Наблюдение,
беседа
Наблюдение,
беседа
8.
9.
10.
11.
12.
13.
развитием. Игра в
ансамбле.
Работа над
развитием навыков
чтения нотного
текста. Игра в
ансамбле.
Работа над
развитием
координации
Работа над
аппликатурой
Работа над
звукоизвлечением
Изучение
полифонии
Зачеты и
выступления
Итого:
16
4
12
Промежуточны
й контроль
14
4
10
Наблюдение,
беседа
14
4
10
14
4
10
12
2
10
4
-
4
Наблюдение,
беседа
Наблюдение,
беседа
Наблюдение,
беседа
Итоговая
аттестация
144
32
112
Содержание учебного плана
Тема 1. Знакомство. Введение в специальность. Правила Техники Безопасности. (2 часа)
Теория (2 ч.). Знакомство. Вводное занятие. Беседа по технике безопасности и правилах
поведения.
Тема 2. Знакомство с инструментом (4 часа).
Теория (2 ч.). Общая характеристика музыкальной культуры:
а) Знакомство с предшественниками фортепиано: клавесин, клавикорд, орган.
б) История создания фортепиано.
в) Пианино и рояль - сходство и различия.
Практика (2 ч.). Знакомство с внутренним устройством фортепиано: дека, струны, молоточки,
демпферы, педали и принципы их работы. Изучение клавиатуры: клавиши, регистры, тембры,
звуковысотность, понятия: тон, полутон; диез, бемоль, бекар.
Тема 3, Донотный период (6 часов)
Теория (2 ч.). Понятие мелодия - основа музыкальной ткани. Ритм - временное понятие музыки.
Практика (4 ч.). Занятия по развитию метро-ритмического ощущения, основываясь на
музыкальных примерах (танец, марш). Графическое изучение длительностей, пауз.
Утверждение в сознании ребенка неразрывности музыки во времени. Знакомство с понятиями:
темп, размер, такт, затакт в опоре на слово: подтекстовка музыкальной фразы, применение
попевок.
Тема 4. Изучение нотной грамоты (6 часов)
Теория (2 ч.). Взаимосвязь звуковысотности и графического изображения. Работа над
развитием навыка графического восприятия нотной записи: упражнение «бусы».
5
Практика (4 ч.). Изучение нот на нотоносце и нахождение их на клавиатуре. Использование
игровых моментов в запоминании расположения нот на нотоносце: например, ноты живут на
этажах и между этажами, «чердаке», «подвале» и т. д. Воспитание прочной связи: вижу - слышу
- знаю, которая является основой успешного развития навыка «чтения с листа».
Тема 5. Постановка рук (10 часов)
Теория (2 ч.). Подготовительные упражнения для развития пианистического аппарата:
а) Ежедневные гимнастические упражнения для организации и подготовки рук (без
инструмента).
б) Работа над посадкой за инструментом.
в) Работа над упражнениями: «Радуга», «Маятник», «Прогулка», «Паучок» и т.д., подробная
работа с локтями, запястьем, пальцами.
Практика (8 ч.). Непосредственная работа над постановкой рук:
а) Положение пальцев - «овальное окошечко», «бугорки», свод, упражнение с мячом,
карандашом, работа над ощущением пальцев и погружением их в клавиатуру.
Тема 6. Развитие технических навыков (22 часа)
Теория (2 ч.). общий экскурс по развитию технических навыков.
Практика (20 ч.). Овладение начальными навыками игры: non legato, legato, staccato. Создание
единства слухового и двигательного аппаратов на основе точного ощущения кончиков пальцев,
опоры пальцев, слухового внимания. Постановка четких задач в игре упражнений. Работа над
аппликатурой как предпосылка для преодоления технических трудностей.
Тема 7, Работа над эмоционально-художественным развитием (20 часов!
Теория (2 ч.). Исполнение педагогом, разбор характера, образа, содержания произведения.
Практика (18 ч.). Работа над произведениями различного музыкально-художественного
содержания. Работа над выразительными средствами для воплощения музыкально
художественного содержания произведения: динамика, фразировка, штрихи, уяснение роли
мелодии, ритма.
Тема 8, Работа над развитием навыков чтения нотного текста (16 часов)
Теория (4 ч.). Общий разбор произведения: а) Скрупулезное изучение нотного материала,
анализ произведения на уроке (определение тональности, размера, ритма, модуляций), б)
Преодоление в работе ученика небрежности, неряшливости, неточности в отношении ритма,
нот, аппликатуры.
Практика (12 ч.). Формирование навыка чтения с листа на основе легкого материала: а) Работа
над развитием навыков чтения нотного текста с листа должна осуществляться на более легком
материале с обязательным контролем домашнего задания на уроке, б) Работа над
формированием навыка схватывать главное в тексте, неразрывно вести мелодию без поправок и
остановок.
Тема 9, Работа над развитием координации (14 часов)
Теория (4 ч.). Выполнение ряда упражнений вне инструмента.
6
Практика (10 ч.). Работа над воспитанием навыка самостоятельности рук основы координации: а) Игра упражнений non legato в одной руке и одновременно legato в
другой, б) Работа над фиксацией внимания на взаимосвязи и чередовании во времени обеих
рук, моментов «дыхания» кисти.
Тема 10. Работа над аппликатурой (14 часов)
Теория (4 ч.). Формирование навыка активного участия ученика в подборе умной, логичной
аппликатуры - одного из важнейших элементов успешного исполнения произведения.
Практика (10 ч.). Работа над развитием мышления ученика в выборе аппликатуры на основе
анализа нотного текста. Работа над разделением звуковых функций на разные пальцы.
Тема 11. Работа над звукоизвлечен нем (14 часов)
Теория (4 ч.). Музыкальный пример, показанный педагогом - важный этап работы над
звуковым решением произведения, с дальнейшим анализом и мотивировкой данного звучания.
Практика (10 ч.). Работа над аазвитием активного внутреннего слуха, хорошего слухового
самоконтроля. Работа над развитием ассоциативного мышления ученика, выработки
оркестрового, тембрового слуха. Работа над развитием самостоятельности ученика в поиске
звукового решения произведений.
Тема 12. Изучение полифонии (12 часов)
Теория (2 ч.). Знакомство с разными видами полифонии на основе игры педагога.
Практика (10 ч.). Обязательное изучение каждого голоса полифонического произведения.
Овладение игрой двумя руками с разными штрихами, динамикой, прикосновением и
звукоизвлечением. Работа над развитием горизонтального и вертикального слышания разных
пластов произведения. Формирование слухового «видения» нескольких голосов одновременно.
Тема 13. Зачеты и выступления (4 часа)
Практика (4 ч.). Сдача зачетов в первом и во втором полугодии. Участие в концертах класса,
центра, конкурсах.
Раздел 3. «Формы аттестации и оценочные материалы»
Проверка результатов обучения по программе.
Оценка качества реализации программы включает в себя текущий контроль
успеваемости, промежуточную и итоговую аттестацию обучающихся.
В качестве средств текущего контроля успеваемости могут использоваться контрольные
работы, устные опросы, письменные работы, тестирование, академические концерты,
прослушивания, технические зачеты. Текущий контроль успеваемости обучающихся
проводится в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет.
Промежуточная аттестация проводится в форме контрольных уроков, зачетов и
экзаменов. Контрольные уроки, зачёты и экзамены могут проходить в виде технических
зачетов, академических концертов, исполнения концертных программ, письменных работ и
устных опросов.
Итоговая аттестация проводится в форме выпускного концерта.
7
Раздел 4. «Организационно-педагогические условия реализации программы»
Материально-техническое обеспечение:
Для реализации программы необходимо:
1.
2.
3.
4.
5.
6.
Ноутбук с акустической системой
Метроном
Доска магнитно-маркерная
Пианино
Банкетки регулируемые
Интерактивная панель 75"
Учебно-методическое и информационное обеспечение:
Программа разработана в соответствии со следующими нормативно
правовыми документами:
•
Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена
распоряжением Правительства Российской Федерации от 4сентября 2014 г. №1726-р);
•
Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N
273-ФЗ;
•
Приказ Минобрнауки РФ от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении порядка
организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
•
Письмо Минобрнауки РФ от 14 декабря 2015 г. № 09-3564 «О
внеурочной деятельности и реализации дополнительных
общеобразовательных программ»; (ссылка на ст.34, часть 1 п.7 ФЗ № 273);
•
Письмо Минобрнауки РФ от 18 ноября 2015г. № 09-3242
«Методические рекомендации по проектированию общеобразовательных
программ»;
•
СанПин 2.4.3648-20: «Санитарно - эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
•
Приказ Минтруда и социальной защиты РФ «Об утверждении
профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования
детей и взрослых» от 08.09.2015 №613н;
•
Локальные акты Учреждения;
•
Письмо Минпросвещения от 28.06.2019г № МР-81/02 ВН «Методические
рекомендации для субъектов Российской Федерации по вопросам реализации основных и
дополнительных общеобразовательных программ в сетевой форме».
Список использованной литературы
Для педагога:
1. Алексеев А.Д. Методика обучения игре на фортепиано. Изд.3 - М. Музыка, 1978
2. Алексеев А.Д. Из истории фортепианной педагогики: Хрестоматия. Киев, 1974
3. Бадура-Скода П. и Е. «Интерпретация Моцарта».
8
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
Баренбойм Л.А. Вопросы фортепианной педагогики и исполнительства. Л.: Сов.комп., 1981
Баренбойм Л.А. Путь к музицированию. Л.: Сов.комп., 1989
Бейшлаг А. «Орнаментика в музыке».
Бирмак А. «О художественной технике пианиста».
Богино Г.К. Игры - задачи для начинающих музыкантов. М.: Музыка, 1974
Бодки Э. Интерпретация клавирных произведений И.С.Баха. М.: Музыка, 1993
Браудо И.А. Об изучении клавирных сочинений Баха в музыкальной школе. Изд.З. Л.:
Музыка, 1979
Браудо И. А. Полифоническая тетрадь. М.: Музыка, 1966
Булатова Л.Б. Стилевые черты артикуляции в фортепианной музыке XVIII и первой
половины XIX вв. М.: Музыка, 1991
Вопросы музыкальной педагогики. Вып. 1-6. М.: 1979-1981,1983-1985
Вопросы фортепианного исполнительства. Сост. и ред. М.Соколов. Вып. 1-4. М.,1965, 1968,
1973,1976
Для обучающихся:
1. Ю.А. Ивановский «Занимательная музыка».
2. Л. Хереско «Музыкальные картинки».
3. М. Печковская «34 урока музыки».
4. Л. Абелян «Забавное сольфеджио».
5. Л. Мохель, О. Зимина «Самоучитель игры на фортепиано».
6. «Фортепианная игра» под ред. Николаева
7. Э.И. Великович «Великие музыкальные имена».
8. С. Баневич «По сказкам Ханса Христиана Андерсена»
9. Ж. Металлиди «Музыкальные портреты литературных героев»
10. Иванова О.В. Кузнецова И.А. «Новый музыкальный букварь для самых маленьких».
Интернет-ресурсы
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
Библиотека нот и музыкальной литературы
[https://notkinastya.ru/noty-dlya-fortepiano/posobiya-dlya-dmsh/]
[http://lib-notes.orpheusmusic.ru/]
Ноты по категориям
[http://www.notomania.ru]
[https://pianokafe.com/music/]
Классическая музыка [http://classic-online.ru/]
Нотный архив [http://notes.tarakanov.net/]
Нотный архив [http://www.notarhiv.ru/]
9