МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА»
Принята на заседании
педагогического совета
Протокол №_/
от «си»
? 2021 г.
Утверждено приказом
директора МБУ ДО «ДДТ»
№ / от « б / » С 9
2021г.
Программа
дополнительного образования детей
«Юные мастера»
Направленность: художественная
Срок реализации программы: 3 года
Возрастная категория: от 6 до 18 лет
Составитель: Запирова Р. X.
Должность: ПДО
с. Дылым
Раздел 1. «Комплекс основных характеристик образования: объем,
содержание, планируемые результаты».
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа «Юные мастера» составлена и разработана в соответствии со
следующими нормативными документами об образовании, государственной
политики в области дополнительного образования, основывается на
гуманистическом характере образования, приоритете общечеловеческих
ценностей жизни и здоровья человека, свободного развития личности,
воспитании гражданственности и любви к Родине, в соответствии со
следующими нормативными документами:
Направленность программы: художественная.
Одна из основных особенностей развития современного общества состоит
в том, чтобы воспитать активных, самостоятельных, инициативных,
творческих людей.
Развитие творческой личности учащегося было и остается одной из
важнейших задач обучения и воспитания.
Активизировать у подростков личные творческие возможности, вырабатывая
индивидуальный стиль каждого и потребность в творческом подходе к
созданию нового, нестандартного продукта деятельности. В процесс
обучения серьезное внимание уделяется выработке у детей культуры труда,
умения правильно обращаться с инструментами на занятиях, соблюдению
техники безопасности (аккуратному обращению с ножницами, иглой, и т.д.)
Содержание данной программы направлено на самоопределение личности и
создания условий для ее самореализации, пробуждения интереса у учащихся
к истории происхождения мягкой игрушки, вышивки, декупажу, к народному
творчеству.
Актуальность
Овладение основами творческой деятельности дает возможность
учащимся раскрыть потенциальные возможности творческого мышления,
получить новые знания о мире декоративно-прикладного искусства,
реализовать свои идеи и фантазии. Процессы обработки материалов и
выполнение декоративных изделий (кукла, вышивка, декупаж, панно и т.д.)
развивают у детей навыки решения коммуникативных, эстетических,
технологических, эвристических, экономических и организационных задач.
Благодаря интересу и увлеченности обучающихся к творчеству,
воспитываются умение управлять материальными и временными ресурсами,
настойчивость и успешность в работе, толерантность к искусству народов
мира, уважение к труду другого человека.
Новизна программы:
Новизна данной программы заключается в расширенном обучении
декоративно-прикладному искусству и сопровождается психологической
поддержкой учащимся путем создания условий ситуации успеха посредством
взаимодействия участников образовательного процесса и создания
эвристической среды. Такой подход в образовательном процессе располагает
на развитие творческого и пространственного мышления, художественных и
эстетических навыков выполнения декоративных изделий, получения
навыков овладения основами различных техник декоративно-прикладного
творчества. В творческой мастерской организуются пространства
эвристической среды с целью развития черт характера социально-активной
творческой личности. Для формирования экономико-управленческого
стержня в навыках, обучающихся решать организационные задачи педагог
применяет экономико-математический метод затраты-эффективность.
Для реализации цели и задач программы педагогом дополнительного
образования применяется концепция образовательного процесса, где
образовательные технологии определены по уровням (общий, оперативный)
и объединены в группы. Для организации творческой работы педагогом
разработаны технологические карты для обучающихся по выполнению
декоративных изделий на основе оперативных образовательных технологий.
Педагогическая целесообразность:
Для реализации цели и задач программы педагогом дополнительного
образования применяется концепция образовательного процесса, где
образовательные технологии определены по уровням (общий, оперативный)
и объединены в группы. Для организации творческой работы педагогом
разработаны технологические карты для обучающихся по выполнению
декоративных изделий на основе оперативных образовательных технологий,
что позволяет осуществить ведущую идею программы - создание
комфортной среды общения, развитие способностей, творческого потенциала
каждого учащегося и его самореализации.
Отличительными особенностями данной дополнительной
общеобразовательной программы от существующих в центре является
направление деятельности в декоративно -прикладном творчестве: вышивка
как элемент сопутствующий оформлению и изготовлению различных
игрушек, это изготовление самой игрушки (изучение различных
направлений: народная кукла, игровая кукла, интерьерные куклы, куклы из
фетра, куклы тильда и т. д.), а также декупаж, как одно из направлений
декоративно-прикладного творчества. В других программах центра детского
творчества г.Горячий Ключ таких направлений нет.
Адресат программы:
Программа является комплексной, экспериментальной, вариативной.
Комплексность программы выражается в обучении детей разным техникам
декоративно-прикладного творчества. Организация учебного процесса
определяет условия эвристической среды, где учитываются возможности и
возраст детей. В связи с тем, что в группе могут находиться дети в возрасте
от 6 до 14 лет, то вариативность помогает распределить среди обучающихся
уровень нагрузки и сложность выполнения заданий
Уровень программы: базовый.
Срок реализации программы: срок освоения программы 3 года по 144 часа.
Формы проведения занятий: групповая форма с ярко выраженным
индивидуальным подходом.
Цель программы
1. Освоение базовых знаний, умений и навыков по декоративно-прикладному
искусству, формирование у учащихся интереса, устойчивой мотивации к
декоративно-прикладному искусству.
Задачи обучающие:
1. Познакомить учащихся с историей и современными направлениями
развития декоративно-прикладного искусства.
2. Обучить приемам и технологиям изготовления композиций; изучать
свойства различных материалов.
3.Обучить самостоятельной разработки поделок и умению планирования
своей работы.
4.Обучить основам моделирования и проектирования творческих проектов,
способам реализации творческих идей.
5. Сформировать у учащихся систему знаний по техникам декоративно
прикладного творчества.
6. Привить навыки исследовательской работы на основе познания традиций
народной культуры Краснодарского края.
7. Освоить в полном объеме весь процесс выполнения декупажа.
Задачи воспитательные:
1. Способствовать развитию внутренней свободы ребенка, способности к
объективной самооценке и чувств собственного достоинства, самоуважения,
стремления преодолевать трудности, добиваться успешного достижения
поставленных целей. Ориентировать на успех, как на реализацию
собственных способностей и трудолюбия.
2. Закреплять через этику общения положительные эмоции и волевые
качества.
3. Продолжать работу по формированию культуры поведения и общения
детей и подростков, умений интересно и целенаправленно проводить свой
досуг;
4. Формировать и поддерживать интерес к занятиям изучения народного
творчества, опираясь на материально-духовные ценности.
5. Развивать чувства личной ответственности за результаты своей
деятельности и участия в общих мероприятиях творческого объединения.
6. Обогащать визуальный опыт детей через их знакомство с поделками
декоративно-прикладного творчества.
Задачи развивающие:
1. Развивать способности видеть, чувствовать прекрасное в окружающем
мире.
2. Выявлять и развивать природные задатки, творческого потенциала
ребенка.
3. Способствовать развитию у учащихся образного и пространственного
мышления, воображения, внимания
4. Развивать моторики рук и зрительной памяти.
5. Развивать художественный вкус, фантазию, изобретательность.
6. Целенаправленно стимулировать систему детских действий, направленных
на получение результата.
7.Развивать познавательную активность учащихся за счет разнообразия форм
обучения (нагляднее пособия, выставки, мастер-класс и т.д.)
Ведущая идея данной программы — создание комфортной среды общения,
развитие способностей, творческого потенциала каждого ребенка и его
самореализации.
Выполнение и решение поставленных целей и задач будет
осуществляться через:
- реализацию личного творческого потенциала подростка и повышение их
мастерства;
- создание среды, побуждающей к успеху; систематическую работу с детьми;
использование возможностей семьи, центра в образовательно
воспитательном процессе;
- мониторинги (который позволит отследить уровень достижения и проблемы
деятельности подростков);
- организацию мероприятий, где дети покажут результаты своего труда.
Содержание программы
Учебный план базового уровня программы объединения
«Юные мастера»
на 1-й учебный год.
№
п/п
Наименования раздела,
темы
1
1.1
2
Количество часов
Формы
аттестации/
Всего Теория Практика
контроля
Вводное занятие - 2 часа
Проведение
инструктажа по
технике безопасности.
Ознакомление с
планом работы.
2
2
-
Художественная вышивка - 28 часов
2.1
Введение.
Инструменты и
приспособления.
Правила техники
безопасности.
2
1
1
Устный контроль
2.2
Вышивка гладью.
Выбор сюжета,
перевод рисунка на
ткань.
2
1
1
Применение
знаний на
практике
2.3
Вышивка гладью.
Технология
выполнения стежков.
2
1
1
Применение
знаний на
практике
2.4
Вышивка гладью.
Заполнение рисунка.
8
8
Применение
знаний на
практике
1
Выставка работ
учащихся.
2.5
2.6
2.7
2.8
Вышивка гладью.
2
Окончательная отделка
изделия.
1
Вышивка крестиком.
Виды, выбор сюжета,
подготовка
материалов.
2
1
1
Применение
знаний на
практике
2.10 Вышивка крестиком.
Технология
выполнения стежков.
2
1
1
Применение
знаний на
практике
2.11 Вышивка крестиком.
Заполнение рисунка.
2.12
8
8
Применение
знаний на
практике.
2.9
2.13
2.14
3
Изготовление сувениров -18 часов
Игра: «Знаток
правил
безопасности».
3.1
Введение. Техника
безопасности.
Инструменты и
приспособления.
2
2
3.2
Технология
изготовления
сувенира. Выбор
изделия. Подготовка
лекал. Раскрой.
4
2
2
Применение
знаний на
практике
Технология
изготовления
сувенира. Соединение
деталей,
выворачивание.
6
1
5
Применение
знаний на
практике
Технология
изготовления
сувенира. Набивка.
Сборка игрушки.
4
1
3
Применение
знаний на
практике
Технология
изготовления
сувенира. Оформление
изделия.
2
2
Выставка работ
3.3
3.4
3.5
3.6
3.7
3.8
3.9
4
4.1
Игрушки из фетра - 14 часов
Технология
изготовления мышки.
2
1
1
викторина
Подготовка лекал,
раскрой.
Технология
изготовления мышки.
Соединение деталей
игрушки.
6
1
5
Применение
знаний на
практике
4.5
Технология
изготовления мышки.
Выворачивание
деталей, набивка.
2
-
2
Применение
знаний на
практике
4.6
Технология
изготовления мышки.
Сборка игрушки и
оформление.
4
1
3
Выставка работ
4.2
4.3
4.4
4.7
Тряпичные куклы -1 6 часов
5
5.1
Кукла Радуница.
Подготовка ткани.
2
1
1
Применение
знаний на
практике
5.2
Кукла Радуница.
Сборка.
2
-
2
Применение
знаний на
практике
5.3
Народная кукла
2
ведуничка. Подготовка
материалов.
1
1
Подготовка
краткой
информации о
кукле.
5.4
Народная кукла
ведуничка. Сборка.
2
-
2
Применение
знаний на
практике
5.5
Кукла Крупеничка.
Раскрой. Сборка.
2
1
1
Анализ работы.
5.6
Кукла - подорожница.
Подготовка
материалов.
2
1
1
Применение
знаний на
практике
5.7
Кукла-подорожница.
Сборка.
2
-
2
Применение
знаний на
практике.
5.8
2
Кукла - мариничка из
ниток.
6
1
1
Применение
знаний на
практике
Игровые куклы - 22 часа
Технология
изготовления кукол
тильда. Выбор
игрушки. Подготовка
лекал. Раскрой.
4
1
3
Применение
знаний на
практике
Технология
изготовления кукол
тильда. Соединение
деталей.
6
-
6
Игра: «Угадай
шов»
6.6
Технология
изготовления кукол
тильда.
Выворачивание,
набивка игрушки.
2
-
2
Применение
знаний на
практике.
6.7
Технология
изготовления кукол
тильда. Изготовление
одежды.
6
1
5
Игра: «Объясни
соседу».
4
1
3
Выставка работ
по теме.
6.1
6.2
6.3
6.4
6.5
6.8
6.9
6.10 Технология
изготовления кукол
6.11
тильда. Сборка
игрушки, оформление.
7
7.1
7.2
7.3
7.4
7.5
7.6
7.7
Вязаные игрушки (спицы) - 24 часа
Технология
изготовления вязаных
игрушек. Выбор
игрушки. Виды
петельи набор
4
1
3
Устный контроль
Технология
изготовления вязаных
игрушек. Вывязывание
деталей.
6
1
5
Применение
знаний на
практике
Технология
изготовления вязаных
4
1
3
Применение
знаний на
игрушек. Соединение
деталей, наполнение.
практике,
объяснение.
1
7.8
Технология
изготовления вязаных
7.9
игрушек. Вязание
7.10 одежды.
6
7.11 Технология
изготовления вязаных
игрушек. Соединение
деталей одежды.
2
7.12 Технология
изготовления вязаных
игрушек. Оформление.
2
8
Декупаж -18 часов
5
Участие в
тематических
конкурсах
-
2
Применение
знаний на
практике
-
2
Выставка работ
учащихся
8.1
2
Введение.
Инструменты и
принадлежности. Виды
декупажа
2
-
Применение
знаний на
практике
8.2
Особенности работы
на восковой
поверхности.Декупаж
свечи.
4
1
3
Применение
знаний на
практике
8.4
Художественный
декупаж знакомство с
техникой.
2
1
1
Применение
знаний на
практике
8.5
Художественный
декупаж грунтовка
основы панно.
2
-
2
Применение
знаний на
практике.
8.6
Художественный
2
декупаж - композиция.
Составление рисунка.
1
1
Применение
знаний на
практике
8.7
Художественный
декупаж. Наклеивание
салфетки на белый и
цветной фон с
подрисовкой.
4
-
4
Применение
знаний на
практике.
Художественный
декупаж. Создание
объема.
2
1
1
Применение
знаний на
практике
8.3
8.8
8.9
9
9.1
№
п/п
Заключительное занятие - 2 часа
Подведение итогов.
2
-
2
ИТОГО
144
35
109
Содержание программы
Учебный план базового уровня программы объединения
«Юные мастера»
_________________на 2-й учебный год.__________ ______
Наименования
Количество часов
Формы
раздела,
аттестации/
Всего Теория Практика
темы
контроля
1
1.1
Выставка
Вводное занятие - 2 часа
Проведение
инструктажа по
технике безопасности.
Ознакомление с
планом работы.
2
2
2
-
Алмазная вышивка - 28 часов
2.1
Введение.
Инструменты и
приспособления.
Правила техники
безопасности.
2
1
1
Устный контроль
2.2
Выкладывании узора
акриловыми стразами
на специальном
полотне.
2
1
1
Применение
знаний на
практике
2.3
Технология работы со
стразами и другими
элементами из
готового комплекта.
2
1
1
Применение
знаний на
практике
2.4
Заполнение рисунка.
8
8
Применение
знаний на
практике
2.5
2.6
2.7
2.8
Окончательная
отделка изделия.
2
1
1
Выставка работ
учащихся.
2.9
Виды, выбор картин,
подготовка
материалов.
2
1
1
Применение
знаний на
практике
2.10 Технология
выполнения работы.
2
1
1
Применение
знаний на
практике
2.11
8
8
Применение
знаний на
практике.
Заполнение рисунка.
2.12
2.13
2.14
3
Подделки из сухоцветов -18 часов
3.1
Введение. Техника
безопасности.
Инструменты и
приспособления.
2
2
3.2
Технология
изготовления
подделок. Выбор
изделия. Подготовка
материала.
4
2
2
Применение
знаний на
практике
Технология
изготовления картин.
Соединение деталей,
выворачивание.
6
1
5
Применение
знаний на
практике
Технология
изготовления
открыток. Подготовка
и соединение деталей.
4
1
3
Применение
знаний на
практике
Технология
изготовления букетов.
Оформление изделия.
2
2
Выставка работ
3.3
3.4
3.5
3.6
3.7
3.8
3.9
4
4.1
Игра: «Знаток
правил
безопасности».
Игрушки из фетра - 1 4 часов
Технология
изготовления лесных
2
1
1
викторина
зверей. Подготовка
лекал, раскрой.
Технология
изготовления лесных
зверей. Соединение
деталей игрушки.
6
4.5
Технология
изготовления лесных
зверей.
Выворачивание
деталей, набивка.
2
4.6
Технология
изготовления лесных
зверей. Сборка
игрушки и
оформление.
4
4.2
4.3
4.4
4.7
5
1
1
5
Применение
знаний на
практике
2
Применение
знаний на
практике
3
Выставка работ
Вязанные кружевные салфетки - 16 часов
5.1
Салфетка
«Снежинка».
Подготовка ниток и
крючка.
2
5.2
Салфетка
«Снежинка». Работа
по схеме.
2
5.3
Овальная салфетка
для стола. Подготовка
ниток и крючка.
2
5.4
Овальная салфетка
для стола. Работа по
схеме.
2
5.5
Квадратные салфетки
для сервировки.
Работа по схеме.
2
5.6
Салфетка дорожка.
Подготовка ниток и
крючка.
2
1
1
Применение
знаний на
практике
2
Применение
знаний на
практике
1
Подготовка
краткой
информации о
кукле.
2
Применение
знаний на
практике
1
1
Анализ работы.
1
1
Применение
знаний на
практике
1
5.7
Салфетка дорожка.
Работа по схеме.
2
5.8
Салфетка дорожка с
филейным вязанием.
2
1
2
Применение
знаний на
практике.
1
Применение
знаний на
практике
Е гровые куклы - 22 часа
6
3
Применение
знаний на
практике
6
6
Игра: «Угадай
шов»
Технология
изготовления кукол
тильда.
Выворачивание,
набивка игрушки.
2
2
Применение
знаний на
практике.
Технология
изготовления кукол
тильда. Изготовление
одежды.
6
1
5
Игра: «Объясни
соседу».
4
6.10 Технология
изготовления кукол
6.11
тильда. Сборка
игрушки, оформление.
1
3
Выставка работ по
теме.
Технология
изготовления кукол
тильда. Выбор
игрушки. Подготовка
лекал. Раскрой.
4
Технология
изготовления кукол
тильда. Соединение
деталей.
6.6
6.7
6.1
6.2
6.3
6.4
6.5
6.8
6.9
7
7.1
7.2
7.3
7.4
7.5
1
Вязаные игрушки (крючком) - 24 часа
Технология
изготовления вязаных
игрушек. Выбор
игрушки. Виды
петельки набор
4
1
3
Устный контроль
Технология
изготовления вязаных
игрушек.
Вывязывание деталей.
6
1
5
Применение
знаний на
практике
Технология
изготовления вязаных
игрушек. Соединение
деталей, наполнение.
4
1
3
Применение
знаний на
практике,
объяснение.
7.8
Технология
изготовления вязаных
7.9
игрушек. Вязание
7.10 одежды.
6
1
5
Участие в
тематических
конкурсах
7.11 Технология
изготовления вязаных
игрушек. Соединение
деталей одежды.
2
2
Применение
знаний на
практике
7.12 Технология
изготовления вязаных
игрушек.
Оформление.
2
2
Выставка работ
учащихся
8
Квиллинг-18 часов
7.6
7.7
8.1
Введение.
Инструменты и
принадлежности.
Виды квилинга.
2
2
8.2
Особенности работы с 4
бумагой.
Изготовление
модулей.
1
3
Применение
знаний на
практике
1
1
Применение
знаний на
практике
2
Применение
знаний на
практике.
1
Применение
знаний на
практике
8.3
8.4
Художественный
квилинг знакомство с
техникой.
2
8.5
Создание картин по
технике квиллинга.
Подготовка нужного
материалла.
2
8.6
Изготовление
открыток по технике
квиллинга.
Подготовка нужного
материала.
2
1
Применение
знаний на
практике
8.7
8.8
8.9
Изготовление рамок
по технике квиллинга.
Подготовка
материала.
4
Изучение истории
возникновения
квиллинга.
2
9
9.1
№
п/п
Применение
знаний на
практике.
1
Применение
знаний на
практике
Заключительное занятие - 2 часа
Подведение итогов.
2
-
2
ИТОГО
144
35
109
Выставка
Содержание программы
Учебный план базового уровня программы объединения
«Юные мастера»
_________________на 3-й учебный год.__________ ______
Наименования
Количество часов
Формы
раздела,
аттестации/
Всего Теория Практика
темы
контроля
1
1.1
1
4
Вводное занятие - 2 часа
Проведение
инструктажа по
технике безопасности.
Ознакомление с
планом работы.
2
2
2
-
Вышивка бисером - 28 часов
2.1
Введение.
Инструменты и
приспособления.
Правила техники
безопасности.
2
1
1
Устный контроль
2.2
Вышивка бисером.
Выбор сюжета,
перевод рисунка на
ткань.
2
1
1
Применение
знаний на
практике
2.3
2
Вышивка бисером.
Технология
выполнения стежков и
1
1
Применение
знаний на
практике
нанизывание на
каждый из них бисера.
2.4
8
Применение
знаний на
практике
1
1
Выставка работ
учащихся.
2
1
1
Применение
знаний на
практике
2.10 Вышивка бисером.
Подготовка рамок для
картин.
2
1
1
Применение
знаний на
практике
2.11 Вышивка бисером.
Отделка тканью.
2.12
8
8
Применение
знаний на
практике.
Вышивка бисером.
Заполнение рисунка.
8
2.8
Вышивка бисером.
Окончательная
отделка изделия.
2
2.9
Вышивка бисером.
История
возникновения.
2.5
2.6
2.7
2.13
2.14
3
Скрапбукинг -18 часов
3.1
Введение. Техника
безопасности.
Инструменты и
приспособления.
2
2
3.2
Технология
изготовления книги.
Выбор изделия.
Подготовка лекал.
Раскрой.
4
2
2
Применение
знаний на
практике
Технология
изготовления книги.
Соединение деталей,
выворачивание.
6
1
5
Применение
знаний на
практике
Технология
изготовления книги.
Набивка. Работа с
4
1
3
Применение
знаний на
практике
3.3
3.4
3.5
3.6
3.7
3.8
Игра: «Знаток
правил
безопасности».
бисером, клеем,
лентами.
3.9
Технология
изготовления книги.
Оформление изделия.
2
2
Выставка работ
Елочные игрушки - 14 часов
4
4.1
Технология
изготовления
игрушек. Подготовка
лекал, раскрой.
2
1
1
викторина
4.2
Технология
изготовления
игрушек. Соединение
деталей игрушки.
6
1
5
Применение
знаний на
практике
4.5
Технология
изготовления
игрушек.
Выворачивание
деталей, набивка.
2
2
Применение
знаний на
практике
4.6
Технология
изготовления
игрушек. Сборка
игрушки и
оформление.
4
3
Выставка работ
4.3
4.4
4.7
5
1
Мягкие игрушки (набивные) - 16 часов
5.1
Игрушка «Подушкаовечка». Подготовка
ткани, раскрой,
2
5.2
Игрушка «Подушкаовечка. Сборка.
2
5.3
Игрушка «Зайка с
морковью».
Подготовка ткани,
раскрой.
2
5.4
Игрушка «Зайка с
морковью». Сборка.
2
1
1
1
Применение
знаний на
практике
2
Применение
знаний на
практике
1
Подготовка
краткой
информации о
кукле.
2
Применение
знаний на
практике
5.5
Игрушка «Кукла
подсолнух». Раскрой.
Сборка.
2
1
1
Анализ работы.
5.6
Игрушка «Мишка».
Подготовка ткани,
раскрой.
2
1
1
Применение
знаний на
практике
5.7
Игрушка
«Мишка».Сборка.
2
2
Применение
знаний на
практике.
5.8
Кукла - мариничка из
ниток.
2
1
Применение
знаний на
практике
6
Игровые куклы - 22 часа
Технология
изготовления кукол
тильда. Выбор
игрушки. Подготовка
лекал. Раскрой.
4
Технология
изготовления кукол
тильда. Соединение
деталей.
6.6
6.7
6.1
1
1
3
Применение
знаний на
практике
6
6
Игра: «Угадай
шов»
Технология
изготовления кукол
тильда.
Выворачивание,
набивка игрушки.
2
2
Применение
знаний на
практике.
Технология
изготовления кукол
тильда. Изготовление
одежды.
6
1
5
Игра: «Объясни
соседу».
4
6.10 Технология
изготовления кукол
6.11
тильда. Сборка
игрушки, оформление.
1
3
Выставка работ по
теме.
6.2
6.3
6.4
6.5
6.8
6.9
7
7.1
7.2
Вязаные игрушки брелки (спицы) - 24 часа
Технология
изготовления вязаных
игрушек. Выбор
4
1
3
Устный контроль
игрушки. Виды
петельи набор
Технология
изготовления вязаных
игрушек.
Вывязывание деталей.
6
1
5
Применение
знаний на
практике
Технология
изготовления вязаных
игрушек. Соединение
деталей, наполнение.
4
1
3
Применение
знаний на
практике,
объяснение.
7.8
Технология
изготовления вязаных
7.9
игрушек. Вязание
7.10 одежды.
6
1
5
Участие в
тематических
конкурсах
7.11 Технология
изготовления вязаных
игрушек. Соединение
деталей одежды.
2
2
Применение
знаний на
практике
7.12 Технология
изготовления вязаных
игрушек.
Оформление.
2
2
Выставка работ
учащихся
7.3
7.4
7.5
7.6
7.7
Лоскутное шитье -18 часов
8
8.1
Введение.
Инструменты и
принадлежности.
Виды лоскутного
шитья.
2
2
8.2
Особенности работы
из лоскутных кусков.
4
1
3
Применение
знаний на
практике
8.4
Знакомство работы с
швейной машинкой.
2
1
1
Применение
знаний на
практике
8.5
Шитье одеяла
лоскутным шитьем.
2
2
Применение
знаний на
практике.
8.3
Применение
знаний на
практике
8.6
Подготовка
материала. Раскройка
2
8.7
Сборка лоскутного
блока.
4
Оформление
2
8.8
8.9
9
9.1
1
1
1
Применение
знаний на
практике
4
Применение
знаний на
практике.
1
Применение
знаний на
практике
Заключительное занятие - 2 часа
Подведение итогов.
2
-
2
ИТОГО
144
35
109
Выставка
III. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПЛАНА базового уровня первого года
обучения
программы объединения «Юные мастера»
Раздел 1. Вводное занятие - 2 часа
Теория: Проведение инструктажа по технике безопасности. Ознакомление с
графиком работы и правилами поведения в ЦДТ и объединении.
Ознакомление с планом работы по программе «Город мастеров» базового
уровня. Уточнение списочного состава, решение организационных вопросов.
Раздел 2. Художественная вышивка - 28 часов.
Тема. Введение. Инструменты и приспособления. Правила техники
безопасности
Теория. Виды вышивки, виды глади. Ткань и требования ней. Нитки и
особенности и особенности подбора их к тканям инструменты для вышивки.
Правила техники безопасности при работе иглами, ножницами.
Тема. Вышивка гладью. Выбор сюжета, перевод рисунка на ткань
Теория. Особенности однотонной глади. Понятие композиции. Правила и
виды перевода рисунка на ткань. Демонстрация приемов выполнения
различных стежков.
Практическая работа. Выбор сюжета, перенос рисунка на ткань, с помощью
копировальной бумаги.
Тема. Вышивка гладью. Технология выполнения стежков
Теория. Подбор ниток и иглы. Закрепление нити. Запяливание ткани.
Практическая работа: Подбор ниток, запяливание, заполнение рисунка
стежками.
Тема. Вышивка гладью. Заполнение рисунка
Практическая работа: Заполнение выбранного сюжета гладьевыми
стежками, используя различные техники глади.
Тема. Вышивка гладью. Окончательная отделка изделия
Теория. Виды отделки готового изделия (оформление края изделия
различными способами, оформление вышивки в рамку). Правила выполнения
влажно-тепловой отделки.
Практическая работа: Выполнение влажно-тепловой обработки и отделки
изделия. Анализ выполненных работ.
Тема. Вышивка крестиком
Теория. Информационная справка о вышивке крестиком. Виды: крест,
полукрест, двойной крест. Виды канвы. Правила расчета и переноса сюжета
н а ткань.
Практическая работа. Подбор сюжета, подготовка канвы к работе. Вышивка
сюжета.
Раздел 3. Изготовление сувениров -18 часов
Тема. Введение. Техника безопасности. Инструменты и приспособления
Теория. Краткое знакомство ссодержанием раздела. Инструменты и
приспособления, необходимые для изготовления игрушек, виды швов.
Техника безопасности при работе с ножницами, иглами. Игра: «Знаток
правил безопасности».
Тема. Технология изготовления сувенира. Выбор изделия. Подготовка
лекал. Раскрой
Теория. Назначение и виды сувениров. Правила подготовки лекал и
проведения раскроя.
Практическая работа: Выбор сувенира (единорожка, мишка и зайка по
одной выкройке, маленькая кукла-брошка). Подготовка лекал, перенос
деталей на ткань, раскрой.
Тема. Технология изготовления сувенира. Соединение деталей,
выворачивание
Теория. Соединение деталей игрушки «швом вперед иголку», на швейной
машине. Правила выполнения надсечек, выворачивание деталей на
изнаночную сторону.
Практическая работа\ Соединение деталей игрушки. Выворачивание и
выправление швов.
Тема. Технология изготовления сувенира. Набивка. Сборка игрушки.
Теория. Особенности набивки маленькой игрушки. Крепление ручек, ножек с
помощью пуговичного крепления, соединение туловища и головы.
Практическая работа: Набивка игрушки, выполнение пуговичного
крепления. Соединение деталей.
Тема. Технология изготовления сувенира. Отделка игрушки
Теория. Виды отделки маленькой игрушки, ее украшения.
Практическая работа: Выполнение отделки игрушки: глазки, вышивка носа,
рта, украшение.
Раздел 4. Игрушки из фетра - 14ч.
Тема. Технология изготовления мышки. Подготовка лекал, раскрой.
Теория. Викторина по видам игрушек. Информация о фетре. Правила раскроя
и раскладки выкроек.
Практическая работа. Подготовка лекал. Перенос выкроек на фетр. Раскрой
игрушки.
Тема. Технология изготовления мышки. Соединение деталей игрушки.
Теория. Схема последовательности изготовления мышки. Правила
выполнения обметочного шва при соединении деталей.
Практическая работа. Соединение деталей туловища, головы, ушей, лапок
обметочным швом.
Раздел 5. Тряпичные куклы -16 часов
Теория. Краткая история возникновения тряпичных кукол: радуницы,
ведунички, маринички, крупенички, подорожницы. Их значение в жизни
человека. Ткани, необходимые для изготовления народных кукол.
Материалы, используемые при выполнении кукол.
Практическая работа. Раскрой ткани в соответствии с размерами куклы,
использование инструктажных карт. Сборка кукол.
Раздел 6. Игровые куклы - 22 часа
Теория. Возникновение игрушек тильда. Виды тильд. Особенности кукол.
Правила раскроя тильд, последовательность их сборки. Виды соединения
кукол: на швейной машине, ручным швом, имитирующем машинную
строчку.
Практическая работа. Выбор игрушки - кукла, заяц, лось, мишка...
Подготовка лекал к раскрою, перенос выкроек на ткань. Раскрой игрушки с
учетом припуска на швы. Соединение деталей, сборка игрушки. Пошив
одежды. Окончательное оформление и отделка тильды.
Раздел 7. Вязаные игрушки (спицы) - 24 часа
Теория. Правила набора петель, лицевая, изнаночная петля, обозначение
петель на схемах. Последовательность изготовления вязаных игрушек.
Особенности набивки и сборки трикотажного полотна, оформления лица
куклы.
Практическая работа. Набор петель. Вывязывание лицевой и изнаночной
петель, сшивания деталей игрушки. Набивка, сборка изделия. Окончательное
оформление. Выставка работ учащихся.
Раздел 8. Декупаж - 20 часов
Тема. Введение в декупаж. Инструменты и приспособления.
Теория. Понятие техники "Декупаж". История декупажа. Виды декупажа.
Материалы и инструменты, применяемые в декупаже, их свойства, способы
использования и методы работы с ними.
Тема. Декупаж на восковой поверхности.
Теория. Правила наклеивания салфетки на восковую поверхность.
Особенности закрепления салфетки. Составление композиции.
Практическая работа. Декупаж свечи.
Тема.Художественный декупаж.
ТеорияЛоштж «художественный декупаж», его особенности. Правила и
виды наклеивания салфетки на холст, картон, фанеру. Правила выполнения
грунтовки и ошкуривания, финишной отделки, подрисовки, лакировки.
Практическая работа. Выбор композиции и ее составление из элементов
салфетки. Наклеивание салфетки, фоновой карты, подрисовка, создание
объема, финишная отделка, лакировка работы. Выставка работ учащихся.
Раздел 5. Заключительное занятие - 2 часа
Подведение итогов. Организация выставки творческих работ.
Планируемые результаты
Появление углубленного интереса, расширение спектра специальных знаний.
Должен знать:
1. Различные виды ручной вышивки.
2. Технологию выполнения различных видов швов и их применение.
3. Технологию выполнения стежков (гладь, крест, полукрест, двойной крест)
и возможности их применения.
4. Технологию изготовления цельнокроеной игрушки, вязаной игрушки.
5. Основы декупажа.
6. Сведения о цветовом сочетании.
7. Историю создания куклы, вышивки, декупажа.
8. Композиционное построение узоров.
Должен уметь:
1. Выполнять ручные стежки и машинные строчкии использовать их для
изделия.
2. Подбирать необходимую цветовую гамму для выполнения панно и
картищпользоваться схематическими описаниями изделий.
3. Изготавливать сувенирные изделия.
4. Работать с рисунками и схемами.
5. В процессе работы ориентироваться на качество изделий.
6. Уметь правильно обращаться с инструментами и соблюдать технику
безопасности (аккуратному обращению с ножницами, иглой, и т.д.).
7. Уметь демонстрировать способность воспроизводить материал,
самостоятельно действовать, выбирать способ решения.
8.В процессе обучения строить отношения на основе сотрудничества и
доброжелательности, в результате чего происходит сплочение коллектива.
Срок реализации программы: срок освоения программы 3 года по 144 часа.
Набор: принимаются все желающие от 6 до 18 лет, не имеющие
противопоказаний по состоянию здоровья и учащиеся, прошедшие
ознакомительный уровень программы дополнительного образования «Юные
мастера».
Формы проведения занятий: групповая форма с ярко выраженным
индивидуальным подходом.
Образовательные технологии: использование игровых технологий
(дидактические игры, основанные на тематических принципах; личностно
ориентированное обучение; педагогика сотрудничества, диалоговое
обучение).
Кадровые условия реализации программы: данную программу реализует
специалист с педагогическим образованием, обладающий
профессиональными знаниями в данной предметной области, имеющий
практические навыки в сфере интерактивной деятельности детей.
Результирующий итог реализации программы базового уровня:
- наличие у учащихся способности сделать мотивированный выбор вида
деятельности в предметной области;
- появление углубленного интереса, расширение спектра специальных
знаний;
- наличие умения демонстрировать способность воспроизводить материал;
самостоятельно действовать, выбирать способ решения поставленной задачи.
Результат обучения в количественном выражении:
Результатом обучения является участие не менее 50% учащихся в
общегородских мероприятиях, не менее 10% победителей и призеров
общегородских мероприятий, и переход на углубленный уровень не менее
25% учащихся по дополнительным общеразвивающим программам.
IV. МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
Условия реализации программы
Для организации успешной работы необходимо иметь оборудованное
помещение (кабинет), в котором представлены в достаточном объеме
наглядно-информационные материалы, хорошее верхнее освещение.
Учитывая специфику работы детей с колющими и режущими
инструментами, необходима инструкция по технике безопасности по всем
видам рукоделия, предусмотренным в программе.
В кабинете оформлены:
1.Выставку работ детей.
2. Образцы со схематическими рисунками.
3.Образцы практических работ.
4.Журналы и книги.
5.Завести папку накопления материалов.
Материально-техническое оснащение
Для работы по программе необходимо:
1. Помещение (кабинет) не менее 30 кв. м., хорошо проветриваемое.
2. Качественное электроосвещение.
3. Столы и стулья.
4. Шкафы, стенды для образцов и наглядных пособий.
5. Бязь цветная, белая ГОСТ.
6. Ткани для одежды кукол.
7. Нитки мулине, нитки швейные, нитки для вязания.
8. Иглы, ножницы, пяльцы.
9. Картон.
Ю.Краски акриловые.
11. Прозрачные акриловые лаки на водной основе.
12. Акриловый грунт.
13. Клей ПВА (клей для декупажа).
14. Инструменты: кисти, валики и губки, тампоны, салфетки, карандаши
простые, контуры, бумага наждачная, ножницы.
15. Рамки деревянные, доски разделочные разного размера, стеклянные
банки, коробки.
16. Клеенки на столы, подставки для кистей, емкости для разведения клея,
емкости для воды
17. Швейная машинка.
V. ЛИТЕРАТУРА
Для подготовки занятий и разработки программы были использованы
следующие материалы:
1. Рыбалева, И. А. Методические рекомендации по проектированию
дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ
[Электронный ресурс]/И.А.Рыбалева. - ГБОУ «Институт развития
образования» Краснодарского края, 2016. - Режим доступа: iro23.ru
2. Декупаж. Красивый декор своими руками. -Минск:харвест, 2010 -256с.
3. Декупаж.Практическое руководство/сост. О.М.Климова. -М.: Ниола-Прес,
2009 - 32с.
4.0фициальный сайт Образовательной системы "Школа 2100". - Режим
доступа: http://www.school2100.ru
5. Зайцева А.А. Мягкие игрушки. Мастер классы для начинающих ЭКСМО
М.: 2014.
6. Журналы «Вышитые картины»
7. Журналы «Школа и производство» Программы «Культура быта»
Министерство просвещения СССР 1986год
8. Каминская Е.А. Мягкие игрушки своими руками. ЭКСМО М.: 2014.
9.3айцева А.А. Модный декупаж. - М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2009 - 80
10. Интернет pecypcbi:https://vk.com/id247511809;
http://knitted-style.blogspot.ru/2013/07/vazanie-igrushki-malishi-karandashi.html;
https://ami.guru/pattem/dlya-opitnih/zajka-v-stile-tilda-kryuchkom/;
https://www.youtube.com/channel/UC5B9kXohAbCAfb9fpDqrcRQ;
https://www.livemaster.ru/topic/2479063-ocharovatelnaya-vyshivka-gladyu-vidyshvov-i-osnovnye-momenty;
http://www.liveintemet.ru/users/tomakov/post329820771/.